Русскоязычное информационное пространство России как объект национальной безопасности

Произошедший в 1991 году распад Советского Со­юза на ряд самостоятельных независимых государств нанес удар по дальнейшему развитию уже сложивше­гося к тому времени единого информационного про­странства этого региона. Разрушились не только тради­ционные экономические связи России со странами СНГ и Балтии, но также и научно-технические связи, а са­мое главное — каналы информационного обмена в сфе­ре науки, образования и культуры. А ведь без этого не­возможно сохранить на необходимом уровне ту степень экономического, научно-технического и культурного сотрудничества, которая отвечала бы современным тре­бованиям и интересам развития как России, так и окру­жающих ее молодых независимых государств.

Мало того, в последние 5—7 лет во всех странах «ближнего зарубежья» (за исключением Республики Беларусь и Кыргыстана) проводится весьма агрессив­ная и целенаправленная политика по вытеснению рус­ского языка не только из государственной сферы, но также из сферы образования, науки и культуры. Доста­точно сказать, что даже в современной Армении, кото­рая всегда сохраняла с Россией прочные традиционные научно-технические и культурные связи, около 40% школьников уже не знают русского языка. В Казахста­не уже нет ни одной русской школы, а в Киеве количе­ство русских школ сократилось практически в 10 раз.

Проведенные в 1998 году парламентские слушания в Государственной Думе России по анализу состояния русского языка и русскоязычного образования в стра­нах СНГ и государствах Балтии показали, что в этих странах проводится активная и целенаправленная по­литика по сокращению русскоязычного пространства и замене русского языка английским, немецким, араб­ским или турецким. В результате этой политики возник­ли серьезные проблемы с изучением русского языка как в русских, так и в национальных школах стран ближне­го зарубежья. Отсутствуют необходимые учебники и методические пособия для преподавателей, не готовят­ся педагогические кадры, хорошо владеющие русским языком.

Последствия этой недальновидной информацион­ной политики национального сепаратизма нетрудно спрогнозировать. Пройдет еще 7—8 лет, и в ближайшем окружении России вырастет целое поколение людей, не знающих русского языка. И это будет трагедия, это бу­дет информационная катастрофа, от которой пострада­ют, в первую очередь, сами молодые независимые госу­дарства. Пострадают не только их наука, образование и культура, но также и их экономика. Будет нанесен непо­правимый ущерб интеллектуальному потенциалу этих стран, а, следовательно, и их обороноспособности и на­циональной безопасности [68].

Лишая своих граждан возможности изучать и сво­бодно владеть русским языком, современные недально­видные национальные лидеры не только перекрывают им доступ к сокровищам русской культуры, но и резко ограничивают их возможности в области научной и профессиональной деятельности. Ведь при современ­ных объемах новой научно-технической информации практически невозможно осуществить ее своевремен­ный перевод на национальные языки новых незави­симых государств. Гораздо проще и дешевле было бы обеспечить гражданам этих стран возможность самим знакомиться с необходимой им информацией непосред­ственно на русском языке. Но ведь для этого русским языком нужно достаточно свободно владеть.

Нельзя забывать также и о том, что сегодня в стра­нах «ближнего зарубежья» проживает около 25 милли­онов человек русских, которые в результате распада СССР неожиданно для себя оказались за пределами своей этнической родины. Много проживает в этих стра­нах и таких людей, которые, не являясь русскими по национальности, выросли в русскоязычной среде и по­этому считают русский язык своим родным языком. Драматизм положения этих людей заключается не толь­ко в том, что им теперь насильственно, под угрозой раз­личного рода социальных ограничений навязывается изучение государственного национального языка стра­ны пребывания, но также и в том, что они теперь лише­ны возможности дать своим детям необходимое обра­зование на русском языке, практически оторваны от своей национальной культуры. А это уже нарушение важнейших прав человека.

Таким образом, впервые за всю свою историю рус­ский народ находится сейчас в положении разделенной нации. Решению этой проблемы могла бы служить ин­теграция стран СНГ и государств Балтии в единое рус­скоязычное научное, образовательное и культурное ин­формационное пространство [67].

Осуществить такую интеграцию позволяют уже современные средства информатики, информационно-телекоммуникационные сети и информационные тех­нологии.