Учебно-методическое обеспечение.
- Боголюбов. Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание. 7 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. М. 2010.
- Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 7 кл. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М., 2011.
- Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание. Поурочные разработки. М., 2011.
- Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. промежуточная аттестация по обществознанию. 6-9 кл. М., 2012.
- А.В. Поздеев. Поурочные разработки по обществознанию к УМК Л.Н.Боголюбова 7класс. Москва «ВАКО», 2012
- Контрольно – измерительные материалы. Обществознание: 7 класс. / Составитель А.В.Поздеев. – М.: ВАКО, 2013.
- Конституция РФ
- Обществоведческий словарь
Интернет-ресурсы
http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации
http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.edu.ru – федеральный портал «Российское образование»
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал
http://www.ndce.ru – портал учебного книгоиздания
http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования»
http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://vvvvw.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов
http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей
http://www.lesson-history.narod.ru – компьютер на уроках истории (методическая коллекция А.И.Чернова)
http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения
Календарно-тематическое планирование на 2013-2014 уч. год. 7 кл. Обществознание.
№ | Наименоване раздела программы | Тема урока | дата | Форма урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Информационное сопровождение | Домашнее задание | |
По плану | Факт. | |||||||||
1. | Введение в курс общеобразовательная, 7кл. (1ч) | Вводный урок | Урок-беседа | Знакомство с курсом «обществоведение. 7 класс». Цели, задачи изучения предмета. Структура, особенности содержания методического аппарата учебника | Знать назначение предмета. Уметь ориентироваться в различных заданиях, предложенных на страницах учебника. Выражать собственное отношение к изучению предмета. | Устный опрос | ||||
2. | Человек среди других людей (4 ч.) | Отношения между людьми | Практическая работа | Какие отношения называются межличностными. Чувства – основа межличностных отношений. Виды межличностных отношений. | Знать, в чём состоят особенности межличностных отношений. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Находить в СМИ информацию по заданной теме. Выполнять практические задания в группах. | Работа с текстом, тестирование | ||||
3. | Ты и твои товарищи | Беседа | Какие бывают группы. Кто может быть лидером. О поощрениях и наказаниях. С какой группой тебе по пути. | Знать, что такое культура общения человека. Уметь характеризовать различные общественные группы, лидерские качества. Определять собственные приоритеты в отношении принадлежности к общественной группе. Давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций. Осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ. Отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения. | Устный опрос | |||||
Зачем люди общаются | исследование | Что такое общение. Каковы цели общения. Как люди общаются. Особенности общения со сверстниками. Культура общения. | Знать, почему без общения человек не может развиваться полноценно. Уметь определять цели и особенности общения со сверстниками. Выполнять практические задания в группах. | Составление схемы, устный опрос | презентация | |||||
Почему нужно быть терпимым | Урок самостоятельной работы | Как возникает межличностный конфликт. Конфликт разгорается. Как не проиграть в конфликте. Толерантное отношение к окружающим. | Знать, как сохранить достоинство в конфликте. Уметь правильно вести себя в конфликтных ситуациях. Преодолевать мирным путём негативные межличностные отношения. Давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций. Осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ. | работа с текстом, ответы на вопросы, тест | ||||||
Человек и закон (14 ч.) | Что значит жить по правилам | беседа | Социальные нормы, привычки, обычаи, ритуал, традиции, этикет, манеры. Оценка поведения людей с точки зрения социальных норм. Социальные нормы в процессе общественных отношений. Социальная ответственность. Соблюдение и нарушение установленных правил. Правила этикета и хорошие манеры. | Знать, какие правила поведения людей существуют; что такое привычки; что такое обычаи и ритуалы. Уметь называть различные виды правил. Приводить примеры индивидуальных и групповых привычек. Объяснять, зачем в обществе существуют правила этикета. Высказывать своё мнение. Работать с текстом учебника. Отвечать на поставленные вопросы. | Устный опрос | |||||
Что значит жить по правилам | Урок защиты творческих работ | Представление сообщений и презентаций | Презентации учащихся | |||||||
Права и обязанности граждан. | беседа | Роль права в жизни общества и государства. Гражданские и политические права. Права ребёнка и их защита. Международные правовые документы о правах ребёнка. | Знать, как права человека связаны с его потребностями; какие группы прав существуют; что означает выражение «права человека закреплены в законе». Уметь использовать свои права в процессе жизни. Характеризовать гражданские и политические права. Анализировать, делать выводы. Находить в СМИ информацию по заданной теме. | Устный опрос | презентация | |||||
Права и обязанности граждан. | практикум | Заполнение таблицы | ||||||||
Права и обязанности граждан. | Урок защиты творческих работ | Представление презентаций | Презентации учащихся | |||||||
Почему важно соблюдать законы | Урок обсуждение проблемы | Свобода и ответственность. Конституция РФ. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. «Закон выше власти». Кто стоит на страже закона. | Знать, почему человеческому обществу нужен порядок; каковы способы для установления порядка в обществе; в чём смысл справедливости; почему свобода не может быть безграничной. Уметь сравнивать различные документы по теме и высказывать свою точку зрения. Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме. | Устный опрос | ||||||
Почему важно соблюдать законы | Урок самостоятельной работы | Выполнение заданий к тексту | ||||||||
Защита Отечества. | Урок обсуждения проблемы | Патриотизм и гражданственностью государство. Отечество. Священный долг гражданина – защита Отечества. Военная служба. Основные обязанности военнослужащих. Подготовка к выполнению воинского долга. | Знать, что защита Отечества – это священный долг и обязанность гражданина; почему нужна регулярная армия; в чём состоит обязательная подготовка к военной службе; в чём отличия военной службы по призыву от военной службы по контракту; каковы основные обязанности военнослужащих; как готовить себя к выполнению воинского долга. Уметь извлекать необходимую информацию из нормативных документов. Работать с учебным материалом. Использовать приобретённые знания для решения практических задач. Давать нравственною и правовую оценку конкретных ситуаций. Отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения. | Устный опрос, составление словаря | презентация | |||||
Защита Отечества. | Деловая игра | Устный опрос | ||||||||
Что такое дисциплина. | беседа | Дисциплина общеобязательная и специальная. Правомерное поведение. Дисциплинарные высказывания. | Знать, что такое дисциплина, каковы последствия нарушения дисциплины. Уметь приводить примеры различных ситуаций по заданной теме. Выражать сознательное неприятие антиобщественного поведения. Выполнять творческие и практические задания на основе ранее изученного материала. | Устный опрос | ||||||
Виновен - отвечай | беседа | Виды нормативно-правовых актов. Система законодательства. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Презумпция невинности. | Знать, кого называют законопослушным человеком; в чём коварство мелкого хулиганства; признаки противоправного поведения; особенности наказания несовершеннолетних. Уметь соотносить конкретные противоправные действия с видом правонарушений. Работать самостоятельно с правоведческими терминами и документами, анализировать их, делать выводы. | Составление словаря, устный опрос | ||||||
Виновен - отвечай | практикум | Ответы на вопросы к тексту | ||||||||
Кто стоит на страже закона. | беседа | Правоохранительные органы РФ. Суд. Прокуратура. Нотариус. Милиция. Взаимодействие правоохранительных органов и граждан. Какие задачи решает милиция. Кто стоит на страже защиты прав несовершеннолетних. | Знать, какие задачи стоят перед сотрудниками правоохранительных органов, перед судом; какие органы называются правоохранительными; что такое милиция, какие задачи решает криминальная милиция, какие задачи решает милиция общественной безопасности; какие службы и подразделения существуют в МОБ; как работают подразделения по делам несовершеннолетних. Уметь приводить примеры правовых отношений и ситуаций. Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. | Составление словаря, устный опрос | презентация | |||||
Повторение и обобщение по теме «Человек и закон». | урок-викторина | Понятия и явления по теме «Человек и закон» | Комплексное применение ЗУН | Устные и письменные ответы, тест | 5-11 | |||||
«Человек и экономика» (11 ч.) | Экономика и её основные участники. | Урок-беседа | Экономика и её роль в жизни общества. Основные сферы экономики: производство, потребление, обмен. Взаимосвязь правонарушителей и потребителей. | Знать,как экономика служит людям; почему форма хозяйствования наиболее успешно решает цели экономики; что общего и в чём различия экономических интересов производителей и потребителей; как взаимосвязаны основные участники. Уметь определять взаимодействие основных сфер экономики, взаимосвязь производителей и потребителей. | Составление словаря, устный опрос | презентация | ||||
Экономика и её основные участники. | Урок самостоятельной работы | Составление схемы | ||||||||
Золотые руки работника. | Урок обсуждения проблемы | Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда. | Знать, из чего складывается мастерство работника; чем определяется размер заработной платы, должна ли зарплата находиться в зависимости от образования работника. Уметь определять факторы, влияющие на производительность труда. Описывать социальные объекты, выделяя их существенные признаки. | Устный опрос | презентация | |||||
Производство: затраты, выручка, прибыль. | Урок-беседа | Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль. Развитие производства. Затраты производства. | Знать, какова роль разделения труда в развитии производства; как сделать производство выгодным; как снизить затраты производства. Уметь приводить примеры социальных отношений. | Составление словаря, устный опрос | ||||||
Производство: затраты, выручка, прибыль. | Урок самостоятельной работы | Ответы на вопр. к тексту | ||||||||
Виды и формы бизнеса. | Урок обсуждения проблемы | Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основные организационно-правовые формы предпринимательства. Роль предпринимательства в развитии экономики. | Знать, почему люди занимаются бизнесом; какова роль предпринимательства в развитии экономики; различные виды бизнеса и их взаимосвязь; как сделать бизнес успешным и получить прибыль; в каких формах можно организовать бизнес. Уметь определять роль предпринимательства в развитии экономики, сравнивать различные виды бизнеса и выявлять общие черты; приводить примеры из жизни по теме. | устный опрос | ||||||
Виды и формы бизнеса. | Урок защиты творческих работ | Представление сообщений и презентаций | Презентации учащихся | |||||||
Обмен, торговля, реклама. | Урок-беседа | Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. Как обмен решает задачи экономики. Торговля – источник богатства. | Знать, как обмен решает задачи экономики; что необходимо для выгодного обмена; зачем люди и страны ведут торговлю; почему торговлю считают источником богатства страны; для чего нужна реклама товаров и услуг. | Составление словаря, устный опрос | ||||||
Деньги, их функции. | Урок-беседа | Деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют. | Знать, функции и формы денег; что такое инфляция. Уметь объяснять взаимосвязи экономической сферы в жизни общества; делать выводы, отвечать на вопросы, давать определения понятий. Ориентироваться в типичной для подростка ситуации. Осуществлять поиск необходимой информации. | Составление словаря, устный опрос, тест | ||||||
Экономика семьи. | Урок-исследование | Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы денежных сбережений граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве. | Знать, что такое ресурсы семьи, каковы важнейшие из них; из чего складываются доходы семьи; значения понятия «бюджет». Уметь анализировать, делать выводы, решать практические задачи в рамках темы; кратко характеризовать каждый из ресурсов семьи; объяснять, зачем семье (человеку, фирме, государству) нужен бюджет. | Письменная работа | ||||||
Повторение и обобщен. по теме «Человек и экономика» | Деловая игра | Понятия и явления по теме «Человек и экономика» | Комплексное применение ЗУН | Устный опрос, тест | 12-18 | |||||
Глава IV. Человек и природа – 3 ч. | Воздействие человека на природу | Урок-беседа | Самое громкое слово. Бесценный дар или неисчерпаемая кладовая. Загрязнение атмосферы. Загрязнение воды и почвы. | Знать, что такое экологическая угроза. Уметь характеризовать влияние человека на природу; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Решать практические задачи в рамках темы. | Составление словаря, устный опрос | презентация | ||||
Охранять природу – значит охранять жизнь. | Урок-практикум | Что значит относиться к природе по-человечески. Тяжёлые последствия безответственности. Экологическая мораль. | Знать, что мы называем экологической моралью. Уметь характеризовать влияние человека на природу; осуществлять поиск необходимой информации. | Ответы на вопросы к тексту | ||||||
Закон на страже природы. | Урок обсуждения проблемы | Природа нуждается в охране. Что подлежит охране. Что может сделать гражданин для защиты природы. | Знать, какие законы стоят на страже охраны природы. Уметь характеризовать влияние человека на природу; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. | устный опрос, тест | презентация | |||||
Повторение и обобщен. изученного материала в 7 классе. | Урок-викторина | Человек среди людей. Человек и закон. Человек и экономика. Человек и природа. | Урок комплексного применения ЗУН | Устный опрос | презентация | 1-21 |