Методическое обеспечение образовательного процесса
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | ||
Раздел ПМ 1. Разработка методических материалов на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников | |||||
МДК 05.01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста | |||||
Тема 1.1. Теоретические основы методической работы воспитателя детей дошкольного возраста | Содержание 1. Теоретические и методологические принципы организации методической работы воспитателя, методическая система в ДОУ, цели, задачи и функции методической службы. Содержание и направления методической деятельности педагогов ДОУ. 2. Структура методической службы ДОУ. Современные формы методической работы в ДОУ, их характеристика. 3.Нормативная, учебно-методическая документация, регламентирующая методическую деятельность воспитателя дошкольного учреждения. ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, их структура и особенности. 4. Научно-методическая работа воспитателя детей дошкольного возраста. Виды научно-методической работы воспитателя: методическая, исследовательская, экспериментальная работа. 5. Методическая работа воспитателя: отбор содержания образования, проектирование образовательного процесса, выбор способов контроля освоения знаний, навыков и умений детей дошкольного возраста, моделирование и проектирование учебно-воспитательного процесса. 6. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса. Методика разработки учебно-методического обеспечения образовательного процесса в ДОУ. 7.УМК к образовательной программе, методические пособия и рекомендации, информационные ресурсы, средства обучения. 8. Адаптация имеющихся методических разработок с учетом типа ДОУ, образовательной программы и особенностей возраста дошкольников. Практические занятия 1. Разработка и проведение деловых игр: ролевая игра; творческая микрогруппа; мозговая атака; открытые занятия и мероприятия; проекты будущих занятий; планирование воспитательной и учебной работы с детьми дошкольного возраста. 2. Разработка плана проведения методического мероприятия по изучению педагогического опыта (методическая конференция, методический семинар, «круглый стол»). Учебная практика 1. Знакомство с методической службой ДОУ. 2. Планирование работы воспитателя (на одну неделю) | 2 | |||
Тема 1.2. Концептуальные основы и содержание примерных вариативных программ дошкольного образования | Содержание 1. Современные программы воспитания и обучения в ДОУ, их виды и структура. 2. Концептуальные основы и содержание вариативных образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений. Виды учебных программ, структура рабочей учебной программы, годовой план, перспективное, оперативное планирование, отчетная документация. Практические занятия 1. Разработка алгоритма анализа современных программ обучения и воспитания в ДОУ. 2. Составление схемы особенностей программ воспитания и обучения в ДОУ в зависимости от типа ДОУ Учебная практика 1. Анализ действующей программы ДОУ. | ||||
Тема 1.3. Теоретические основы планирования педагогического процесса дошкольного образования | Содержание 1. Планирование: виды, цели и задачи планирования образовательного процесса в ДОУ. Требования к планированию. 2. Методика календарно-тематического планирования и планирования основных видов деятельности детей, требования к оформлению соответствующей документации. Практические занятия 1. Определение целей и задач, содержания, форм и методов, средств при планировании образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. 2. Планирование работы с детьми с учетом особенностей возраста, группы, отдельных воспитанников 3. Составление сравнительной таблицы педагогических проблем методического характера и нахождение способов их решения 4. Сравнение эффективности применяемых методов дошкольного образования, выбор наиболее эффективных образовательных технологий с учетом вида образовательного учреждения и особенностей возраста воспитанников. 5. Адаптация и применение имеющихся методических разработок к условиям конкретной группы воспитанников. Учебная практика 1. Разработка методических материалов (по методическим проблемам ДОУ) Производственная практика 1. Анализ и разработка методических материалов (рабочих программ, учебно-тематических планов) на основе примерных и вариативных 2. Участие в организации или работе методических мероприятий в ДОУ: - выступление на педагогическом совете - выступление на педагогических чтениях - организация и участие в методических выставках и т.д. Самостоятельная работа 1. Анализ вариативных и действующих образовательных программ на педагогической практике. 2. Составление плана работы: - Текущее планирование; - Перспективное планирование; - Планирование индивидуальной работы с ребенком; - Планирование разных видов деятельности дошкольника; - Планирование игры, познавательной, самостоятельной и продуктивной деятельности детей. 3. Оформление методических материалов в соответствии с требованиями | ||||
Раздел ПМ 2.Создание в группе предметно-развивающей среды | |||||
Тема 2.1. Специальные требования к педагогическим и гигиеническим условиям создания предметно - развивающей среды ДОУ | Содержание 1.Государственные требования к созданию развивающей среды в ДОУ. Основные положения концепции построения предметно-развивающей среды, принципы ее организации. 2.Предметно-развивающая среда, функции и принципы построения развивающей среды в ДОУ: дистанции, активности, гибкого зонирования, индивидуальной комфортности, эмоционального благополучия, открытости, эстетической организации, учета возрастных и половых различий детей. 3. Характеристика предметно-развивающей среды с учетом возраста и особенностей психического развития ребенка. 4. Варианты построения развивающей среды в ДОУ, типология развивающих материалов. 5. Психолого-педагогические и гигиенические требования к предметно – развивающей среде. 6. Методика диагностики предметно-развивающей среды в ДОУ: - организационные аспекты; - показатели; - критерии оценки. Практические занятия 1. Проектирование предметно – развивающей среды, соответствующей возрасту, целям и задачам дошкольного образования. 2. Разработка алгоритма анализа типологии развивающих материалов в ДОУ. 3. Диагностика и прогнозирование развивающей среды: - Игровой; - Продуктивной; - Познавательно-исследовательской. Учебная практика 1. Анализ предметно-развивающей среды в ДОУ. 2. Проектирование предметно-развивающей среды в группе ДОУ. Производственная практика 1. Участие в создании проекта предметно – развивающей среды в ДОУ 2. Организация развивающих видов деятельности в конкретной возрастной группе 3. Диагностика предметно-развивающей среды конкретной возрастной группы Самостоятельная работа 1. Составление конспектов по предложенной литературе; 2. Сравнительный анализ результатов наблюдения на педагогической практике; 3. Анализ аспектов показателей и критериев оценки предметно-развивающей среды ДОУ | ||||
Раздел ПМ 3. Систематизация и оценивание педагогического опыта и образовательных технологий в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов | |||||
Тема 3.1. Источники, способы обобщения, представления и распространения передового педагогического опыта | Содержание 1. Педагогический опыт, его использование в практической деятельности воспитателя детского сада. Методика сбора и систематизации педагогического материала. ППО, методика изучения, обобщения и распространения ППО. 2. Работа над самообразованием и повышением квалификации (курсовая подготовка, научные семинары, педагогические чтения, мастер-классы и т.д.). 3. Особенности выбора темы по самообразованию, этапы работы по самообразованию, использование ИКТ в учебном процессе. 4. Методика создания портфолио собственных педагогических достижений и достижений воспитанников. 5. Диагностика и самодиагностика профессиональной деятельности. 6. Анализ педагогических ошибок, пути коррекции педагогической деятельности, анализ собственной педагогической деятельности. 7. Инновационная педагогическая деятельность. Особенности современных подходов и педагогических технологий в области дошкольного образования. 8. Инновационные преобразования в ДОУ. Типы инноваций. Инновационная деятельность воспитателя детского сада. Практическое занятие 1. Составление алгоритма разработки учебно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса. 2. Планирование этапов анализа педагогической деятельности. 3. Адаптация методик самодиагностики педагогической деятельности воспитателя. 4. Разработка плана самонаблюдения профессиональной деятельности. | ||||
Тема 3.2. Логика подготовки и требования к устному выступлению, отчету, реферированию, конспектированию | Содержание 1. Технология работы с информационными источниками. Работа с библиотечным каталогом, научной литературой и Интернет ресурсами. Правила оформления библиографического списка. 2. Составление плана выступления, определение актуальности, практической значимости, соответствие проблематики профессиональному уровню воспитателя, определение эффективности опыта, учет образовательных условий и устойчивости результата профессиональной деятельности. 3. Требования к построению устного выступления, отчета, реферата, конспекта. Структура реферата, отчета, конструирование материала, логика изложения, стиль речи и т.д. 4. Виды конспектирования, цель и задачи конспектирования. Практическое занятие 1. Подготовка и оформление отчета, реферата и конспекта. Учебная практика 1. Описание опыта работы воспитателя (одного из аспектов его педагогической деятельности). Производственная практика 1. Оформление портфолио педагогических достижений 2. Презентация педагогических разработок в виде отчетов, рефератов и выступлений Самостоятельная работа 1. Оформление результатов знакомства с материалами педагогической практики. 2. Оформление результатов самодиагностики. | ||||
Раздел ПМ 4. Оформление педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений | |||||
Тема 4.1. Методические требования к педагогической разработке | Содержание 1. Педагогические разработки. Виды педагогических разработок. Методика построения педагогической разработки. 2. Формулировка цели. Постановка задач. Определение путей практического осуществления задач. Описание содержания деятельности, организационных принципов положенных в ее основу, методика и техника ее проведения. 3. Современные требования к разработке методических материалов. Технические требования к их оформлению. 4. Организация проектной деятельности воспитателя ДОУ. Педагогические проекты: этапы работы над проектом – диагностика, целеполагание, поиск информации, разработка и оформление проекта, защита проекта, реализация на практике, рефлексия. 5. Деятельность воспитателя на различных этапах проектирования. Трудности при разработке педагогического проекта. | ||||
Учебная практика 1. Разработка алгоритма анализа методических разработок воспитателей ДОУ. 2. Составление сравнительной таблицы анализа целей, задач педагогической деятельности воспитателя ДОУ и путей их реализации. Производственная практика 1. Выявление трудностей в реализации целей и задач дошкольного образования, описание путей их преодоления 2. Разработка проекта (по выбору студента вида деятельности и возрастной группы). 3. Составление методической разработки (по теме, выбранной студентом) и сравнительный анализ педагогических разработок воспитателей ДОУ. Самостоятельная работа 1. Разработка содержания реферата. 2. Сравнительный анализ результатов наблюдения за деятельностью детей. 3. Подготовка текстового отчета. | |||||
Раздел ПМ 5. Участие в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования | |||||
Тема 5.1. Основы организации опытно-экспериментальной работы в сфере образования | Содержание 1.Научно-исследовательская деятельность как способ познания педагогической действительности. Эмпирические и теоретические уровни познания. Характеристика опытно-экспериментальной и проектной деятельности воспитателя ДОУ. 2. Методологические принципы психолого-педагогического исследования. 3. Категориально-понятийный аппарат и структура исследования. Состав компонентов методологического аппарата исследования. 4. Характеристика каждого структурного компонента. 5. Выявление содержательных особенностей категориально-понятийного аппарата применительно к теме исследования. 6. Психолого-педагогический эксперимент. Характеристика основных этапов психолого-педагогического эксперимента. 7. Планирование этапов педагогического эксперимента. Методика разработки этапов педагогического эксперимента. | ||||
Тема 5.2. Методы и методика исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования | Содержание 1. Методы научного исследования: теоретические, эмпирические. Общая характеристика. 2. Основные методы сбора фактов психического развития дошкольников. 3. Требования и особенности применения эмпирических методов исследования в работе с детьми дошкольного возраста 4. Организация проектной деятельности воспитателя ДОУ. Педагогические проекты: этапы работы над проектом – диагностика, целеполагание, поиск информации, разработка и оформление проекта, защита проекта, реализация на практике, рефлексия. 5. Деятельность воспитателя на различных этапах проектирования. Трудности при разработке педагогического проекта. | ||||
Тема 5.3. Оформление результатов исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования | Содержание 1. Обобщение и анализ результатов исследования. 2. Обработка результатов исследования: качественная и количественная. 3. Интерпретация результатов, их оформление. 4. Использование ИКТ в исследовании. 5. Требования к оформлению результатов исследовательской и проектной деятельности воспитателя ДОУ. 6. Формы публичной защиты результатов исследовательской и проектной деятельности. Практические занятия 1. Определение целей, задач в планировании исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования 2. Подбор методов и методик педагогического исследования и проектирования. 3. Оформление результатов исследовательской и проектной работы Учебная практика 1. Выявление проблем ДОУ и отдельных воспитанников .Определение направлений исследования. 2. Разработка этапов исследований Производственная практика 1. Участие в исследовательской и проектной деятельности в ДОУ Самостоятельная работа 1. Организация и проведение педагогического эксперимента. 2. Подбор диагностических методик, их адаптация к условиям эксперимента. | 20 | |||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка по курсовой работе (проекту) | |||||
Производственная, итоговая практика по модулю Виды работ................................................................... | |||||
Всего | |||||