Выполняем задания формата ЕГЭ
1. В отличие от поведения животного, в основе деятельности человека лежит
1) биологическая программа
2) осознанная цель
3) инстинкт
4) зависимость от среды обитания
2. Внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая
сознанием, называется
1) действием
2) потребностью
3) деятельностью
4) поступком
3. Деятельность человека отличается от активности других живых существ тем, что
1) в ней используются природные предметы в качестве орудий
2) она направлена на приспособление к окружающей среде
3) в ней отражаются ценностные ориентации
4) в ее основе лежат инстинкты
4. Установите соответствие между конкретными примерами потребностей и видами потребностей: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ | ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ |
A) потребность в самовыражении Б)потребность в смысле жизни B) потребность в пище Г)потребность в общении Д) потребность в уважении и поддержке Е) потребность в знаниях | 1) биогенные (биологические) 2) социальные 3) идеальные (духовные) |
Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).
А | Б | В | Г | Д | Е |
5. Ниже приведены названия потребностей. Все они, за исключением одного, являются названиями, под которыми в различных классификациях представлены природные потребности человека.
Биологические, физиологические, социальные, органические, естественные, первичные.
Найдите и укажите название потребностей другого вида, «выпадающее» из общего ряда.
Ответ:_________________________________________________________________________
6. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «деятельность»? Привлекая знания из обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о деятельности человека.
7. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд
«Простейшим, самым доступным видом деятельности является ______(1). Она носит условный __________(2)а и реализует потребность ребенка в активности и в познании окружающего мира на основе усвоения человеческих форм поведения. Более сложным видом деятельности является _________ (3), направленное на усвоение научных знаний и приобретение соответствующих навыков и умений. Наиболее важным видом человеческой деятельности считают___________ (4). Он обеспечивает не только существование человеческого________ (5), но является также условием его непрерывного (6). Среди его видов различают предметно-практический и абстрактно-теоретический, или первый часто называют физическим, а второй — умственным».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск.
Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) культура Б) характер В) игра Г) учение Д) труд | Е) глобализация Ж) развитие 3) общество И) признак |
В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
8. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
«Психические свойства — не изначальная данность; они формируются и развиваются в процессе деятельности личности. Подобно тому, как организм не развивается сначала, а затем функционирует, а развивается, функционируя, так и личность не формируется сначала, а затем начинает действовать: она формируется, действуя, в ходе своей деятельности. В деятельности личность и формируется, и проявляется. Будучи в качестве субъекта деятельности ее предпосылкой, она является вместе с тем и ее результатом. <...> В труде, учении, игре формируются и проявляются все стороны психики. Но не все психическое содержание действия или поступка человека, не всякое психическое состояние в равной мере может быть отнесено к сколько-нибудь устойчивым свойствам личности, которые характеризовали бы какую-нибудь сторону ее психического облика. Некоторые акты в своем психическом содержании характеризуют скорее обстоятельства какой-нибудь преходящей ситуации, не всегда существенной и показательной для личности.
Поэтому особо встает вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые психические свойства личности.
Психические свойства личности — ее способности и характерологические черты — формируются в ходе жизни. Врожденные особенности организма являются лишь задатками — весьма многозначными, которые обусловливают, но не предопределяют психические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства — способности и черты характера в зависимости от хода его жизни и деятельности не только проявляются, но и формируются. В работе, учении и труде складываются и отрабатываются способности людей; в жизненных деяниях и поступках формируется и закаляется характер. Этот образ действий в единстве и взаимопроникновении с объективными условиями существования, выступающими как образ жизни, существенно обусловливает образ мыслей и побуждений, весь строй, склад, или психический облик, личности».
(С.Л. Рубинштейн)
1) Считает ли автор, что человек с рождения является личностью? Выпишите из текста две фразы, подтверждающие ваш ответ.
2) Как, по мнению автора, деятельность влияет на личность? Приведите два суждения автора по этому вопросу.
3) Какие два психических свойства личности называет автор? Укажите любые две особенности процесса их становления.
4) Влияют ли, по мнению С.Л. Рубинштейна, объективные условия существования человека на его психический облик? Как автор обосновывает свое мнение? Опираясь на знания курса и собственный опыт, приведите два аргумента, подтверждающие мнение автора.