Анализ организационно-правовых форм организаций, решающих задачи, близкие по своему экономическому содержанию к задачам фондов.

 

Особое значение для эффективного достижения фондом закрепленных в законодательстве целей и задач его деятельности является содержание и гарантии его правосубъектности как юридического лица. Они характеризуют место фонда в правовом общении и фактическую возможность надлежащей реализации принадлежащих ему прав и обязанностей. При этом содержание и гарантии правосубъектности фонда во многом определяются особенностями его организационно-правовой формы.

Первоначально в российском законодательстве понятие «негосударственный пенсионный фонд» появилось не в качестве обозначения особой организационно-правовой формы юридического лица. Оно было введено как родовое понятия для юридических лиц, созданных в различных организационно-правовых формах, которые осуществляют однородную деятельность – деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению граждан и защите их сбережений от инфляции[19] ( аналогично тому, как юридические лица, осуществляющие банковскую деятельность именуются кредитными организациями, а те, что осуществляют страховую деятельность – страховыми организациями).

Негосударственным пенсионным фондам и их органам было запрещено заниматься коммерческой деятельностью, что казалось бы предполагало создание их в организационно-правовых формах некоммерческих организаций. Однако, в это время – в начальный период перехода к рынку, развитие получало преимущественно законодательство о коммерческих организациях, а достаточно подробное законодательство о некоммерческих организациях отсутствовало. Это явилось одной из основных причин регистрации подавляющего большинства негосударственных пенсионных фондов в формах, предусмотренных для коммерческих организаций[20]. Запрет на осуществление коммерческой деятельности , препятствуя выступлению в качестве негосударственных пенсионных фондов ранее созданных и ведущих свою предпринимательскую деятельность коммерческих организаций ( по действовавшей в то время терминологии – предприятий), не препятствовал осуществлению такой деятельности созданными специально созданными для этой цели коммерческими организациями, так как соответствующие нормы толковались в том смысле, что коммерческим организациям не запрещено осуществлять некоммерческую деятельность. Было предусмотрено лицензирование деятельности негосударственных пенсионных фондов.

Так как в начале 90-х годов прошлого века существовала гиперинфляция и практически отсутствовали специальные льготы для субъектов отношений в сфере негосударственного пенсионного обеспечения, то на практике негосударственные пенсионные фонды рассматривались скорее как источники средств для инвестиций, чем как некоторые социальные институты. Портфель их инвестиций состоял в основном из депозитных вкладов в банки, прямых коммерческих кредитов (займов) и операций с недвижимостью. Кроме того, некоторые из этих организаций использовались их учредителями для так называемой «оптимизации» обязательных платежей – в частности для выплаты серых зарплат при «сравнительно честной» неуплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды ( в первую очередь – в Пенсионный фонд Российской Федерации)[21]. Встречались и такие негосударственные пенсионный схемы, где пенсионные выплаты осуществлялись не в денежной, а в натуральной форме – в форме например, патронажных услуг, льготного медицинского обслуживания, ритуальных услуг и т. д. [22] Подобные обстоятельства свидетельствуют о том, что данный период был скорее периодом выживания для негосударственных пенсионных фондов, чем периодом их последовательного становления в качестве социальных институтов при надлежащей публичной поддержке.

Следующий этап становления пенсионных фондов начался с принятием в 1998 году Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах», основные положения которого действуют и в настоящее время.

Одним из принципиальных особенностей данного закона явился переход от определения негосударственного пенсионного фонда в качестве юридического лица, занимающегося деятельностью по негосударственному пенсионному обеспечению и имеющего практически любую организационно-правовую, к его определению в качестве лица не только занимающегося специальной деятельностью, но и имеющего специальную организационно-правовую форму. В статье 1 Закона о фондах негосударственный пенсионный фонд характеризуется как особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения.

Следующим важным этапом в становлении фондов явилась осуществленная в 2001-2003 годах реформа обязательного пенсионного страхования. Данная реформа была основана на идеях включения негосударственных пенсионных фондов в сферу указанного страхования в целях введения в ней конкуренции. Для этого использовалась модель государственно-частного партнерства, реализованная в фактически рамках некоторой вертикально-интегрированной системы с участием фондов, возглавляемой публичным социальным ( пенсионным) фондом с его территориальными отделениями[23]. Для этого было изменено закрепленное в статье 2 Закона о фондах правило об исключительности деятельности фонда по негосударственному пенсионному обеспечению и расширен перечень видов деятельности, которыми фонд был вправе заниматься. В результате, негосударственным пенсионным фондам была разрешена деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, а также деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию. Все это повысило публичную значимость такого института как негосударственный пенсионный фонд.

Повышение публичной значимости фонда должно было найти отражение в изменениях, внесенных в положения о его организационно-правовой форме. Однако адекватных изменений, в особенности в отношении структуры и правового положения органов управлении фондов, осуществлено не было.

Организационно-правовая форма юридического лица (форма юридического лица) представляет собой совокупность закрепленных в законе, иных нормативных правовых актах и уставных документах этого лица правовых норм, определяющих основы правового положения данного лица во внешних и внутренних отношениях. Этими нормами регулируются отношения по его созданию – в частности по установлению целей и видов деятельности юридического лица, отношения по реорганизации и ликвидации, а также отношения, связанные с осуществление юридическим лицом деятельности, включающие в себя отношения, связанные с органами управления юридическим лицом - отношения по формированию его воли и изъявлению данной воли вовне, отношения по управлению относящимся к нему физическим, финансовым и человеческим капиталом.

Осуществим сравнительный анализ организационно-правовой формы фондов с организационно-правовыми формами организаций, занимающихся сходными видами деятельности.

Наличие сберегательных пенсионных схем в деятельности негосударственных пенсионных фондов сближает в экономическом аспекте деятельность негосударственных пенсионных фондов с деятельностью кредитных организаций, привлекающих средства граждан во вклады. Так как фонды являются некоммерческими организациями, то их деятельность наиболее близка к деятельности некоммерческих кредитных институтов. Одним из таких институтов является институт кредитных потребительских кооперативов. Эти организации привлекают личные сбережения их членов на условиях платности и возвратности[24].

return false">ссылка скрыта

Вместе с тем не следует забывать, что определенные черты, близкие к деятельности фондов в рамках сберегательных пенсионных схем, имеет и деятельность кредитных некоммерческих организаций (по привлечению привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц[25]). При этом необходимо иметь в виду, что в своей правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации, сравнивая правовое положение кредитных некоммерческих коммерческих организаций - кредитных потребительских кооперативов, с правовым положением кредитных коммерческих организаций установил следующее: «… Аналогичные функции выполняют и кредитные коммерческие организации, что, однако, осуществляется ими на основе совершенно иных принципов, в условиях значительно большего денежного оборота, а следовательно, под более жестким контролем со стороны государства и при наличии строгих обеспечительных мер…»[26]

С другой стороны, использование негосударственными пенсионными фондами кроме сберегательных также и страховых пенсионных схем сближает в экономическом аспекте их деятельность с деятельностью некоммерческих страховых институтов – обществ взаимного страхования, по осуществлению страхования жизни. За рубежом подобную деятельность общества взаимного страхования осуществляют достаточно активно, но российский законодатель в настоящее время Федеральным законом «Об обществах взаимного страхования» запретил российским обществам взаимного страхования осуществлять деятельность по страхованию жизни, что, как представляется, не имеет конституционно-значимых оснований.

На эффективности использования в гражданском обороте особенностей определенной организационно-правовой формы юридического лица оказывает существенное влияние такое обстоятельство как проявившаяся в конкретных отношениях природа экономического субстрата данного лица. А именно, является ли данный субстрат в этих отношениях преимущественно корпорацией ( объединения, системой) лиц или корпорацией ( объединением, системой) имуществ?

Экономический субстрат юридического лица представляет собой систему, состоящую из таких элементов как физический капитал ( имущество в виде вещей), финансовые средства ( источники имущества) и человеческий капитал (участники, работники, выгодоприобретатели), созданную для достижения определенных целей. Если для достижения этих целей наиболее значимым элементом системы является человеческий капитал – то есть, в данной системе он доминирует, то соответствующий субстрат целесообразно именовать корпорацией лиц. Если же в экономическом субстрате доминируют имущественные элементы – физический и финансовый капитал, то соответствующий субстрат целесообразно именовать корпорацией имуществ. Возможны случаи, когда в экономическом субстрате отсутствует явное доминирование имущественных элементов или человеческого капитала. Тогда соответствующий субстрат будем именовать смешанной корпорацией.

Аналогичным образом будут именоваться и юридические лица, опосредующие соответствующие экономические субстраты – корпорация лиц, корпорация имуществ и смешанная корпорация. Так как одной из основный целей использования конструкции юридического лица в праве является обеспечение стабильности имущественных отношений, то в корпорации лиц основное бремя гарантий этой стабильности ложится на человеческий капитал и личные доверительные отношения между людьми[27], в корпорации имуществ – на имущественные элементы для которых устанавливается минимально возможный размер, а в смешанной корпорации – в равной степени на человеческий капитал и имущественные элементы.

Примером юридического лица – корпорации лиц, может служить полное товарищество, в котором стабильность отношений в основном гарантируется не складочным капиталом ( его размер может быть произвольным), а субсидиарной ответственностью товарищей. При этом право участия в полном товариществе носит личный (доверительный) характер и поэтому, в частности, по наследству не передается.

Общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество представляют собой пример корпораций имуществ – стабильность отношений, в которых участвуют данные юридические лица, гарантируется их имущественными элементами, для который установлен минимально возможный размер - минимальный размер уставного капитала. Участники же общества с ограниченной ответственностью и участники акционерного общества (его акционеры), не несут имущественной ответственности по долгам общества. При этом право участия в данных обществах не носит личного (доверительного) характера, субсидиарная (дополнительная) ответственность участников отсутствует, а права участия в обществе ( акции) передаются по наследству.

Примерами смешанной корпорации может служить коммандитное товарищество и общество с дополнительной ответственностью.

Эффективность правового регулирования отношений, связанных с созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией юридического лица, существенным образом зависит от того, насколько правовое регулирование этих отношений соответствует их природе, и , в первую очередь, учитывает к какому виду – к корпорации имущества, к корпорации лиц или к смешанной корпорации относится его субстрат.

Определим далее: какова природа экономического субстрата негосударственного пенсионного фонда?