Претворение в жизнь маркетинговых мероприятий
Последний практический этап управления маркетингом Ф. Котлер назвал административным маркетингом.
Для выполнения всей этой маркетинговой работы фирме необходимо создать четыре системы – маркетинговой информации, планирование маркетинга, организация службы маркетинга и маркетингового контроля.
Система планирования маркетинга включает в себя и стратегическое и маркетинговое планирование. Система стратегического планирования имеет основной целью создание крепкой фирмы, в которой есть, по крайней мере, несколько растущих производств, компенсирующих те, что, возможно, идут по нисходящей. В рамках системы маркетингового планирования разрабатывают перспективные и годовые планы для каждого из конкретных производств обычных и марочных товаров, перед которыми уже поставлены задачи стратегического характера.
Организация службы маркетинга. При создании отделов маркетинга чаще всего встречается вариант функциональной организации, при которой ответственность за выполнение каждой отдельной маркетинговой функции несет собственный управляющий, подчиняющийся вице-президенту по маркетингу. Организация по географическому принципу позволяет торговым агентам сконцентрировать свои усилия на конкретном географическом рынке. Еще один вариант – организация по товарному принципу, при которой производством каждого отдельного товара руководит собственный управляющий. Следующий вариант – организация по рыночному принципу, при которой основные рынки закрепляют за управляющими по рынкам. Ряд крупных фирм используют организацию по товарно-рыночному принципу.
Место службы маркетинга в компании по много связано с её ОСУ. Иногда часть функций службы маркетинга целесообразно передать сторонним организациям, проведя аутсорсинг.
Система маркетингового контроля обычно предполагает три типа контроля: контроль над выполнением годовых планов, контроль прибыльности и контроль над выполнением стратегических установок.
В процессе управления обычно реализуются следующие функции маркетинга.
Таблица 1.6
Основные функции маркетинга
Функции | Подфункции |
1. Аналитическая | ü Изучение внешней и внутренней среды ü Исследование структуры предприятия ü Изучение конкурентов ü Исследование рынка потребителей |
2. Производственная | ü Организация разработки и постановки выпуска новых товаров ü Разработка новых технологий производства и сбыта ü Организация материально-технического снабжения ü Управление качеством и конкурентоспособностью товаров и услуг |
3. Сбытовая | ü Организация системы товародвижения ü Организация предпродажного и послепродажного сервиса ü Формирование спроса и стимулирование сбыта ü Проведение целенаправленной ценовой политики |
4. Управление и контроль маркетинга | ü Информационное обеспечение управления маркетингом ü Организация системы коммуникаций предприятия ü Организация системы маркетингового контроля |