Эффективное и неэффективное использование трудовых ресурсов
Для того, чтобы наиболее точно определиться с такими терминами как полная* и неполная занятость, необходимо затронуть понятия эффективного и неэффективного использования трудовых ресурсов, эффективной и неэффективной занятости и т. д.
Многие отечественные экономисты под эффективной занятостью в условиях социально ориентированной рыночной экономики понимают такую занятость населения, которая обеспечивает достойный доход, здоровье, рост образовательного и профессионального уровня каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда. При этом выделяют такие количественные характеристики эффективной занятости как:
Þ уровень занятости населения профессиональным трудом (отношение занятых профессиональным трудом к общей численности населения (в процентах);
Þ уровень занятости трудоспособного населения в общественном хозяйстве (процентное отношение численности населения, занятого профессиональным трудом, к численности всего трудоспособного населения);
Þ пропорции распределения трудовых ресурсов общества по сферам общественно полезной деятельности;
Þ рациональная структура распределения работающих по отраслям и секторам экономики (пропорции распределения трудового потенциала по видам занятий, отраслям, секторам экономики);
Þ профессионально-квалификационная структура работающих;
Þ естественная норма безработицы (сумма фрикционной и структурной безработицы).
Во времена советского периода существовало множество проблем, снижающих эффективность использования трудовых ресурсов. Основными причинами неэффективной занятости в планово-административной экономике являлись:
Þ рассогласованность движения рабочей силы и производственных инвестиций; отсутствие эффективных механизмов территориального перераспределения рабочей силы (проблемы перераспределения работников из трудоизбыточных регионов в трудонедостаточные)
Þ несоответствие профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения рабочей силы (например, перепроизводство специалистов с высшим образованием при нехватке специалистов рабочих);
Þ отсутствие у людей трудовой мотивации (уравнительная оплата труда препятствовала разделению объема работы на меньшее число работников);
Þ слабый менеджмент, неспособность эффективно использовать имеющиеся возможности (неэффективное использование гибкого рабочего графика и частичной занятости; «общественная» деятельность в рабочее время или в счет него; лояльность трудового коллектива и законодательства к нарушителям трудовой дисциплины).
Решение этих проблем привело бы к высвобождению работников на отдельных участках экономики. Однако, перечисленных причин еще не достаточно для появления безработицы, т.к. высвобожденные работники могли бы быть задействованы на других участках. В условиях планово-административной экономики она возникает при наличии отраслей выпускающих неконкурентоспособную продукцию (например, в то время – текстиль, бытовые приборы и др.). При переходе к рыночным отношениям, такие отрасли испытывают серьезные проблемы, связанные с реализацией своей продукции. В результате начинается цепная реакция неплатежей, ослабление государственного бюджета и его неспособность поддерживать на прежнем уровне фундаментальную науку, культуру, здравоохранение и другие отрасли бюджетной сферы.