Актуальные проблемы обществоведческого образования

Социологические и социально-психологические исследования, наблюдения педагогов выявляют негативные изменения в сознании и поведении подростков. Возникает противоречие между сензитивностью данного возрастного периода развития детей к различным влияниям окружающей социальной среды и неготовностью подростка адаптироваться к ее изменениям и объективно оценить ее влияние.

Переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, бурная гормональная перестройка организма делают подростка особенно уязвимыми и податливыми к отрицательным влияниям среды. Как тревожный симптом воспринимается большое число несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющимся в асоциальных действиях («помолодевшие» за последние годы алкоголизм, наркомания и токсикомания, хулиганство, вандализм и т.п.).

Возникают новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в экстремистских организациях. Вовлекаются в занятия рэкетом, проституцией. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность.

Отмечается существенная трансформация моральных норм среди подростковых групп, преставления несовершеннолетних о морали и праве находятся на формально-вербальном уровне и весьма «размыты».

Исследования свидетельствуют об отсутствии в сознании современных подростков таких ценностей, как активная, деятельная жизнь, познание, творчество. Происходит криминализация сознания части подростков.

Результаты этих исследований подводят к выводу о необходимости усилия воспитательного потенциала школьного обществознания, о поиске технологий обучения, эффективно влияющих на формирование социально-активной личности. Так, требуют внедрения в преподавание курса активно разрабатывавшихся в педагогике и психологии деятельностный и личностно-ориентированный подходы, проектный метод, современные педагогические технологии.

Начавшийся насколько лет назад переход к единому государственному экзамену, который применительно к обществознанию принял массовый характер, существенным образом влияет на рассматриваемую предметную область. Объектами проверки выступают три основных компонента курса: научные знания; способы познавательной деятельности; содержание социальных норм и понимание их роли в общественной жизни. Ответы учащихся в свободной форме выявляют в некоторой степени и их ценностные установки и ориентиры, которые, однако, не являются объектами оценивания. Полученные результаты не могут быть распространены на совокупность школьников, изучавших предмет, однако они позволяют выявить ряд недостатков, присущих обществоведческой подготовке выпускников.

По итогам ЕГЭ можно сделать вывод, что значительная часть выпускников усваивает знания лишь на воспроизводящем уровне.

Установлено, что при изучении научных понятий в большинстве случаев не удается преодолеть обыденные представления обучающихся, базирующиеся сегодня не только на их непосредственном социальном опыте, но и на распространяемых СМИ стереотипах и образцах (не всегда социально приемлемых) отношений и поведения в обществе. Отсюда возникает одно из важных направлений совершенствования изучения курса – поиск эффективных методических средств преодоления этой «рядоположенности» научных знаний об обществе, с одной стороны, и закрепившихся в сознании большинства школьников негативных стереотипов массовой культуры – с другой.

Таким образом, результаты единого экзамена по предмету становятся значимым информационным ресурсом в определении направлений развития данной образовательной области. Важнейшее среди них – развитие способности применять полученные знания в проблемных ситуациях. Вместе с тем переход к новой форме итоговой аттестации школьников ставит и другую задачу: минимизировать учебно-методическими средствами опасность сделать подготовку к ЕГЭ в старших классах доминирующей над другими задачами обществоведческого образования.

Такие новации в системе общего образования, как введение всеобщего среднего образования, становление профильного обучения в старших классах, требуют соответствующего развития системы обществоведческого образования.

Запрос на обновление учебного предмета вытекает также из накопительного опыта его разработки и массовой практики преподавания.

Исследование, проведено лабораторией обществоведческого образования ИСМО РАО в 2007 г., показало, что значительная часть учительства относительно успешно овладевает содержанием предмета, уделяет большое внимание ознакомлению обучающихся с Конституцией РФ, другими документами общественной значимости, стремится реализовать государственные установки на гуманизацию образования, на создание условий для формирования гражданственности и духовности.

Вместе с тем выявились трудности, проблемы, требующие решения.

Учебники по обществознанию, наряду с положительными сторонами, имеют и недостатки; содержание некоторых из них не удовлетворяет требованию достижения целостности знаний об обществе и человеке. Учебный материал в отдельных учебниках педагогически не продуман, не учитывает реальных познавательных возможностей современных школьников и особенностей восприятия ими социальной информации, слабо ориентирован на подготовку выпускников школы к жизнедеятельности в обществе XXI века.

В процессе модернизации обществоведческого образования должны быть решены назревшие проблемы, обновлено содержание, и при этом должны быть сохранены те принципиальные подходы к созданию курса, которые оправдали себя на практике.

2.ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ