Барьеры восприятия и понимания.

1) Эстетический барьер. Партнёр неопрятно, неряшливо одет или обстановка в его кабинете, вид рабочего стола не располагают к беседе. Если этот контакт очень нужен, нельзя показывать, что вас что-то коробит.

2) Барьер разного социального положения. Возникает в том случае, если один из партнёров привык испытывать трепет перед начальством. Поможет установка перед разговором: «Начальник такой же человек, как и я. Ему присущи все человеческие слабости. У меня нет причин для волнения. Я буду говорить спокойно и просто, рас­считывая на понимание. Я уважаю себя и своё дело, и он это почувствует».

3) Барьер отрицательных эмоций. Обычно вежливый, партнёр встречает вас не­любезно, не надо сразу принимать это на свой счёт (возможно у него проблемы в соб­ственных делах, в семье и т.п.). Необходимо перед встречей постараться узнать, какая обстановка в фирме, в каком настроении деловой партнёр. Если нет возможности пе­ренести разговор на другое время, то надо в начале разговора помочь партнёру улуч­шить его эмоциональное состояние.

Состояние здоровья также влияет на то, как человек общается. В этом случае не­обходимо выбрать соответствующий тон, слова и сократить время общения, чтобы не утомлять собеседника, которому нездоровится.

4) Барьер психологической защиты. Осознав, что барьер в общении с партнёром вызван его желанием защититься, попробуйте изменить отношение к нему, и сложно­сти в общении с таким человеком постепенно исчезнут.

5) Барьер установки. Партнёр может обладать негативной установкой по отно­шению к вам или к вашей фирме. Не надо переубеждать партнёра, отнеситесь к непри­язни спокойно. Ваши дела и поступки, возможно, заставят изменить своё мнение.

6) Барьер двойника. Мы часто судим о человеке по себе, ждём от делового парт­нёра такого поступка, какой совершили бы на его месте. Это другой человек. Его по­зиция в данной ситуации определяется его нравственными нормами и установками. Чтобы не возникал барьер двойника, нужно развивать способности к децентрализации.