IV Заключение

В качестве основного вывода хотелось бы отметить следующие моменты:

Системный анализ в политологии рассматривает политическую систему как совокупность институтов, представляющих собой взаимосвязанное единство. Связи элементов системы – государства, институтов гражданского общества, оппозиции – обеспечивают ее устойчивость и обновляемость. Исходя из этого, реальная возможность оппозиции влиять на политический процесс, участвовать в сменяемости властных структур и представлять свои интересы, является одним из гарантов устойчивости государства.

Во время первых двух президенстких сроков В. Путина роль оппозиции фактически была сведена на «нет». Влияние фракций оппозиционных партий («Справедливая Россия», «КПРФ») на законотворчество в России было существенно урезано. Часть организаций лишились какого-либо политического веса в борьбе за перераспределение властных полномочий в стране и представительстве интересов поддерживающего их электората. «Несмотря на то, что окончательного отказа от демократических институтов не произошло, смена власти легальным путем, открывающая возможность для проведения альтернативной политики, стала практически невозможной.[27]»

Такая ситуация и сделала возможным наличие внесистемной оппозиции в российской политической картине. Федеральные и региональные власти выбрали позицию замалчивания и силового воздействия по отношению к этим структурам общества: лидеры внесистемной оппозиции не появляются в эфирном времени федеральных каналов, проводимые ими акции и пикеты жестоко подавляются сотрудниками полиции. Налицо отсутствие какой-либо конструктивной полемики со стороны государства и проправительственных организаций (стоит отметить, что один только В. Путин не участвовал в дебатах кандидатов на пост президента России в 2012 г.). Продолжение действий в рамках этой тактики чревато тем, что в ситуации отсутствия диалога часть общества, чьи интересы не могут быть представлены в рамках сложившейся системы, не хотят быть услышенными властным субъектом – захотят сменить законы, согласно которым функционирует система.

В последние месяцы президенства Д.А. Медведева в связи с протестными настроениями зимы 2012 г. правительство России пошло на реформирование политической системы России. Это и возврат выборности губернаторов России, и внесение поправок в Федеральный Закон «О политических партиях», существенно облегчившее процесс регистрации новых партий в Минюсте.

Остается надеяться, что политика новоизбранного президента В. Путина будет осуществляться в рамках модернизационного курса Д. Медведева, выраженного в лозунге «Свобода лучше, чем несвобода», и проявит готовность к диалогу с представителями оппозиции как равноправными членами общества. Для поддержания эффективного функционирования политической системы в России необходимы решительные меры как то: существенное ослабление давления на системную и несистемную оппозицию, выраженное в смягчении избирательного законодательства, предоставлении эфирного времени лидерам непарламентской оппозиции на основных телеканалах страны. Сюда же относится смягчение норм, связанных с ограничением форм гражданских протестов и отказ властей от тактики давления на оппозицию, преследования гражданских активистов.