II Основные теоретико-методологические понятия.

Системный подход в политологии предполагает взгляд на политическую жизнь как на сложный комплекс взаимодействий различных политических субъектов и институтов на «входе» и «выходе» политической системы, представленной в виде «черного ящика»; то есть политическая система – это совокупность элементов в их взаимосвязи. Одним из первых рассматриваемую категорию ввел в оборот американский политолог Д. Истон. Им была разработана социально -кибернетическая модель политической системы. В своей работе «Категории системного анализа политики» он говорит следующее: «в той мере, в какой мы можем эффективно рассматривать политическую жизнь как систему, ясно, что ее не следует изучать как существующую в вакууме. Ее следует рассматривать в физическом, биологическом, социальном и психологическом окружениях.»[5]Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что в концепции Истона политическая система активно взаимодействует с окружающей средой.

Элементами политической системы выступают политические институты – государство, правовые и оппозиционные структуры. Оппозиция играет принципиально важную роль в регуляции системы политических и общественных отношений в целом. Она осуществляет повседневную критику властных структур, предлагает альтернативные решения назревших проблем, заинтересованно следит за легитимностью режима, мобилизует протестный электорат, формулирует определенные моральные императивы и эстетические идеалы. Предоставление оппозиции возможности выражать свою, отличную от официальной точку зрения и конкурировать с правящей партией в политическом процессе (бороться за голоса избирателей в законодательных органах власти и в средствах массовой информации), оказывает стабилизирующее воздействие на всю политическую структуру общества.

Политической оппозицией называют «организованную группу активных индивидов, объединенных сознанием общности своих политических интересов, ценностей и целей, и ведущих борьбу с господствующим субъектом за доминирующий статус в системе государственной власти». [6]

Существуют различные классификации оппозиционных партий. Критерием деления на «системную» и «внесистемную» оппозицию выступает характер отношений с властным субъектом и к проводимой им политике. «Системные» политические партии принимают существование имеющихся экономических и государственных институтов; их деятельность разворачивается в рамках установленных законом, в то время как «внесистемные» полностью отрицают преобладающую систему ценностей. Среди признаков внесистемной оппозиции также выделяют использование преимущественно неконвенциональных методов политической борьбы, слабость ресурсов, «виртуализацию» политической активности, низкое число сторонников, низкое доверие со стороны большинства граждан и т.п., определяющие невписанность в систему представительства интересов и невозможность участия в выработке политических решений.

В течение первых двух президентских сроков В. Путина (2000-2008) его администрацией планомерно проводился ряд поправок в законодательные акты Российской Федерации, существенно снизившие возможность участия оппозиционно настроенных партий в законодательном процессе. С одной стороны – это повлекло за собой значительный рост партий, в отношении которых может быть применена характеристика «внесистемные», а с другой – радикализировало деятельность уже существовавших оппозиционных сил.

В 2001 году был принят Федеральный Закон «О политических партиях»[7], существенно усложнивший процесс регистрации новых партий. Каждой партии предписывалось иметь не менее 10 тысяч членов, кроме того, «политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии; в политической партии должно состоять не менее десяти тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее ста членов политической партии. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее пятидесяти членов политической партии»[8].

Выражением предпринятых мер стал состав IV Государственной Думы. В нее прошли всего четыре партии (против шести в 1992), партия «Единая Россия» при этом набрала 37,57 %. [9] Таким образом, впервые за историю парламента Российской Федерации одна из фракций получила достаточное количество голосов, позволяющее ей пренебрегать объединением с какой-либо другой партией для принятия федеральных законов. Основное значение при принятии политических решений стала играть роль позиции администрации Президента РФ и Правительства РФ. Тем самым обозначился новый порядок взаимоотношений органов государственной исполнительной и законодательной ветвей власти.

Думские выборы 2007 годы были последней избирательной процедурой, проводившейся по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе. Государственная Дума пятого созыва выбиралась исключительно по партийным спискам и с необходимостью преодоления семипроцентного барьера (вместо прежних 5%). Эти выборы значительным образом сменили соотношение сил в нижней палате российского парламента и уменьшили число фракционных объединений, а вместе с тем и возможности влияния на принимаемые политические решения.

В 2004 году был принят Федеральный Закон «О внесении изменений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».[10] Иными словами, был принят закон о «назначении» губернаторов, что так же способствовало укреплению вертикали власти.

Интересна оценка сложившейся системы российскими исследователями Масловым и Прудником: «Оппозиционность в рамках договорной дозволенности.»[11] Именно с этого периода в России формируется система «имитационной демократии». «Имитационной», поскольку данный режим предполагает, с одной стороны, существование законов, в которых прописана выборность политических институтов, разделение властей, свобода слова, многопартийность и т.д. С другой стороны, правящая элита никогда не позволяет себе проиграть выборы и уступить власть оппозиции, используя для этого порой и противозаконные методы (подкуп, шантаж, подтасовка голосов, силовое давление и пр.). Иными словами, при официально декларируемой демократичности политическая система на деле функционирует скорее как авторитарная».[12]

Так, российская политическая система стала характеризоваться наличием «внесистемных» элементов, лишенных представительства в Государственной думе и лишенных возможности борьбы за свои интересы в легальном политическом пространстве. Современная российская несистемная оппозиция представляет собой набор из нескольких десятков небольших групп, очень разнородных с точки зрения политических идей — от правых радикалов-националистов и весьма умеренной либеральной оппозиции до левых национал-большевиков. Наиболее яркими из них являются партия «Другая Россия» (Бывшая Национал-Большевистская Партия) и Объединенное демократическое движение «Солидарность».