Можно ли считать выводы общественных наук объективной истиной?

Вопрос о соотношении объективного и субъективного при изучении общества стоит особенно остро. Если в естественных науках объектом изучения является «отстоящая от человека» природа, то в обществознании изучаются социальные процессы, явления, общественные институты, которые вне человека и его деятельности не существуют. Иными словами, можно говорить о совпадении объекта и субъекта в социальном познании.
Необходимые связи между социальными явлениями менее устойчивы в сравнении с законами развития природы, нередко в недрах общества складываются предпосылки для нескольких вариантов дальнейшего движения (альтернативность развития). Это придает особую сложность изучению общественной жизни, создает почву для вероятностных оценок. В своем исследовании общества ученые опираются не только на строго определяемые понятия, но и на идеи, нередко трактующиеся альтернативно.
Нельзя не учитывать и особенностей источников получения знания, среди которых важное место занимают описание фактов, мемуары, опросы. Эти источники неизбежно несут на себе сильный отпечаток личности очевидца события, автора, респондента – участника социологического опроса. Специфичны и методы социального познания. Так, если в исследованиях в области социальной психологии находит свое применение метод научного эксперимента, то в большинстве общественных наук его использование невозможно.
Тем не менее научное социальное познание, так же как и естествознание, устремлено к получению объективной картины общественной жизни в целом и в ее отдельных «фрагментах». Оно исходит из посылки, что в развитии общества есть устойчивые повторяющиеся связи, многообразие социальных явлений не отрицает наличия общих черт. Для ослабления субъективизма в отборе, интерпретации и оценке фактов используются различные средства: обращение к первичным материалам (статистическим данным, хроникам), использование источников, отражающих различные подходы и оценки, и др.
С учетом сказанного становится ясным правильный выбор из двух предложенных суждений (отметим, что с этим заданием единого экзамена справились немногие выпускники):
А) Особенностью социального познания является влияние позиции исследователя на оценку фактов.
Б) Научное изучение общества требует объективного подхода к фактам.
Эти положения кажутся взаимоисключающими, однако применительно к изучению общественных явлений оба они верны.