Был ли в нашей стране опыт тестовой проверки подготовки учащихся до введения ЕГЭ?

Первый опыт относится к 20-м годам прошлого века.
В 1925 году при педагогическом отделе Института методов школьной работы была создана особая тестовая комиссия. В ее задачи входила разработка стандартизированных тестов для школы. В числе первых появились тесты по обществоведению, природоведению, счету, решению задач, знанию географической карты, правописанию, пониманию прочитанного. Тесты школьной успешности разрабатывались, активно обсуждались и были основой массовых обследований вплоть до 1936 года. Затем в силу политических причин они надолго ушли из широкой педагогической практики.
В настоящее время практически все страны Европы активно используют тестирование в области образования. Массовое тестирование стало основой международных сравнительных исследований. Одно из них касалось обществоведческой подготовки. Россия в числе 28 стран мира участвовала в 1999 году в международном исследовании по гражданскому образованию CIVIC (Civic Education Study), организованном Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (IEA – International Association for the Evaluation of Educational Achievement). В ходе исследования 14-летним подросткам был предложен тест, выявляющий их знания, представления, позиции, мнения в области обществоведческих проблем, а также отношения к социальным процессам, явлениям и умения решать конкретные практические вопросы. Результаты тестирования позволили определить общее состояние знаний и умений российских школьников, выявить место России среди других стран-участниц по уровню гражданского образования учащихся, а главное – показали значимость использования тестовых материалов в методике обществоведческого образования и объективной проверке его результатов.
Параллельно с проведением международных сравнительных исследований в течение ряда лет в России развивалось централизованное тестирование. Центр тестирования разрабатывал два основных направления – аттестационное и абитуриентское.