Основные подходы и практика работы с персоналом (классическая школа управления. Рационалистическая школа и школа человеческих отношений)

Классическая, или административная, школа (1920-1950 гг.).

Это направление связано с именем Анри Файоля (отца менеджмента). Специалисты этого направления исследовали эффективность работы всей организации. Представители данной школы свели всю работу предприятия к следующим основным видам деятельности: технической; коммерческой; финансовой; защитной; бухгалтерской; администрированию.

Итогом многих работ и проведенных исследований Файоля является создание принципов управления всей организацией:

- первоначальная функция - разделение труда;

- полномочия и ответственность. Полномочие это право отдавать приказы, а ответственность это ее составляющая противоположность;

- дисциплина как взаимное уважение достигнутым соглашением;

- единоначалие;

- единство направления, т. е. каждая группа действует в рамках определенных целей;

- подчиненность личных интересов общим;

- скалярная цепь - это ряд лиц, стоящих на управленческой пирамиде;

- порядок;

- справедливость как сочетание доброты и правосудия;

- стабильность рабочего места.

Школа человеческих отношений (с начала 1950-х гг. до настоящего времени).

Основной целью этой школы было повышение эффективности работы организации за счет лучшего использования человеческих ресурсов. Представители этой школы провели множество исследований и экспериментов по вопросам мотивации людей, характера власти, лидерства, качества трудовой жизни и т. д.

В результате были сделаны выводы, что система человеческих отношений влияет на результативность труда не меньше, чем рационализация труда.

Особенности школы человеческих отношений. Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность со стороны представителей научного управления и классической школы полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективной организации. Наибольший вклад в развитие школы человеческих отношений (1930—1950) внесли два ученых — Мэри Паркер Фоллет и Элтон Мэйо. Эксперименты Э. Мэйо открыли новое направление в теории управления. Он обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда. Силы, возникавшие в ходе взаимодействия между людьми, часто превосходили усилия руководителей.

Более поздние исследования, проведенные Абрахамом Маслоу и другими психологами, помогли понять причины этого явления. Мотивами поступков людей, по Маслоу, являются, в основном, не экономические силы, а различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег. Основываясь на этих выводах, исследователи полагали, что, если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности должен возрастать, а это будет вести к увеличению производительности. Они рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия начальников, консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей взаимного общения на работе.

Рационалистическая школа управления. Представители рационалистической школы управления: Тэйлор, Файоль и Вебер.Принципы управления по Тэйлору:

- Строгое расходование и нормирование материальных ресурсов.

- Точный учёт рабочего времени и установление трудовых норм путём исследования трудовых процессов, их разложения на простейшие и последующие хронометражи.

- Установление контроля за каждой операцией с определением максимально возможных степеней контроля и норм управляемости.

- Дифференциация оплаты труда работников в зависимости от выполнения ими норм выработки.

- Сочетание власти и ответственности.

Недостатки:

- Отрицание неэкономических стимулов.

- Неучёт влияния неформальных факторов на эффективность управления.

Принципы управления: Разделение труда. Дисциплина. Единоначалие. Единство управления. Подчинение индивидуальных интересов общим. Справедливая оплата персонала. Централизация. Иерархия. Порядок. Справедливое отношение к подчинённым. Стабильность персонала.Инициатива – достаточная свобода подчинённых.Корпоративный дух – дух единой команды.Полномочия и ответственность.

Функции управления по Файолю:

*Предвидение.

*Планирование.

*Организация.

*Руководство.

*Координирование.

*Контроль.

М. Вебер – автор теории идеальной бюрократии. Принципы идеальной организации:

Вся деятельность организации расчленяется на простейшие элементарные операции. Каждый руководитель наделяется формально закреплённой властью, в построении организации соблюдается иерархичность.Разрабатываются чёткие правила, инструкции и стандарты, определяющие порядок работы и ответственность каждого члена организации. Чёткое ведение деловой документации.

Чёткое определение последовательности действий в отношении внешних организаций.

Любой руководитель должен соблюдать необходимую социальную дистанцию.

В организации должна существовать определённая кадровая политика, стимулирующая сотрудников организации.

Использование рационалистического подхода обеспечивало:

Точность и скорость выполнения заданий.

Высокий уровень определённости в отношениях между руководителем и подчинённым.

Единство руководства и строгое подчинение.

Непрерывность управленческих импульсов.

Оптимизация трудовых и материальных ресурсов.