Основные подходы и практика работы с персоналом (классическая школа управления. Рационалистическая школа и школа человеческих отношений)
Классическая, или административная, школа (1920-1950 гг.).
Это направление связано с именем Анри Файоля (отца менеджмента). Специалисты этого направления исследовали эффективность работы всей организации. Представители данной школы свели всю работу предприятия к следующим основным видам деятельности: технической; коммерческой; финансовой; защитной; бухгалтерской; администрированию.
Итогом многих работ и проведенных исследований Файоля является создание принципов управления всей организацией:
- первоначальная функция - разделение труда;
- полномочия и ответственность. Полномочие это право отдавать приказы, а ответственность это ее составляющая противоположность;
- дисциплина как взаимное уважение достигнутым соглашением;
- единоначалие;
- единство направления, т. е. каждая группа действует в рамках определенных целей;
- подчиненность личных интересов общим;
- скалярная цепь - это ряд лиц, стоящих на управленческой пирамиде;
- порядок;
- справедливость как сочетание доброты и правосудия;
- стабильность рабочего места.
Школа человеческих отношений (с начала 1950-х гг. до настоящего времени).
Основной целью этой школы было повышение эффективности работы организации за счет лучшего использования человеческих ресурсов. Представители этой школы провели множество исследований и экспериментов по вопросам мотивации людей, характера власти, лидерства, качества трудовой жизни и т. д.
В результате были сделаны выводы, что система человеческих отношений влияет на результативность труда не меньше, чем рационализация труда.
Особенности школы человеческих отношений. Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность со стороны представителей научного управления и классической школы полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективной организации. Наибольший вклад в развитие школы человеческих отношений (1930—1950) внесли два ученых — Мэри Паркер Фоллет и Элтон Мэйо. Эксперименты Э. Мэйо открыли новое направление в теории управления. Он обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда. Силы, возникавшие в ходе взаимодействия между людьми, часто превосходили усилия руководителей.
Более поздние исследования, проведенные Абрахамом Маслоу и другими психологами, помогли понять причины этого явления. Мотивами поступков людей, по Маслоу, являются, в основном, не экономические силы, а различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег. Основываясь на этих выводах, исследователи полагали, что, если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности должен возрастать, а это будет вести к увеличению производительности. Они рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия начальников, консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей взаимного общения на работе.
Рационалистическая школа управления. Представители рационалистической школы управления: Тэйлор, Файоль и Вебер.Принципы управления по Тэйлору:
- Строгое расходование и нормирование материальных ресурсов.
- Точный учёт рабочего времени и установление трудовых норм путём исследования трудовых процессов, их разложения на простейшие и последующие хронометражи.
- Установление контроля за каждой операцией с определением максимально возможных степеней контроля и норм управляемости.
- Дифференциация оплаты труда работников в зависимости от выполнения ими норм выработки.
- Сочетание власти и ответственности.
Недостатки:
- Отрицание неэкономических стимулов.
- Неучёт влияния неформальных факторов на эффективность управления.
Принципы управления: Разделение труда. Дисциплина. Единоначалие. Единство управления. Подчинение индивидуальных интересов общим. Справедливая оплата персонала. Централизация. Иерархия. Порядок. Справедливое отношение к подчинённым. Стабильность персонала.Инициатива – достаточная свобода подчинённых.Корпоративный дух – дух единой команды.Полномочия и ответственность.
Функции управления по Файолю:
*Предвидение.
*Планирование.
*Организация.
*Руководство.
*Координирование.
*Контроль.
М. Вебер – автор теории идеальной бюрократии. Принципы идеальной организации:
Вся деятельность организации расчленяется на простейшие элементарные операции. Каждый руководитель наделяется формально закреплённой властью, в построении организации соблюдается иерархичность.Разрабатываются чёткие правила, инструкции и стандарты, определяющие порядок работы и ответственность каждого члена организации. Чёткое ведение деловой документации.
Чёткое определение последовательности действий в отношении внешних организаций.
Любой руководитель должен соблюдать необходимую социальную дистанцию.
В организации должна существовать определённая кадровая политика, стимулирующая сотрудников организации.
Использование рационалистического подхода обеспечивало:
Точность и скорость выполнения заданий.
Высокий уровень определённости в отношениях между руководителем и подчинённым.
Единство руководства и строгое подчинение.
Непрерывность управленческих импульсов.
Оптимизация трудовых и материальных ресурсов.