Вопрос 2. Юридические аспекты стимулирования работников
В ст.191 ТК РФ закреплены следующие положения, касающиеся поощрения за труд: выплата премий и награждение ценным подарком.
Кроме того, в соответствии со статьей 135 ТК РФ работодателем устанавливаются различные системы оплаты труда, которые включают в себя доплаты и надбавки компенсационного и стимулирующего характера, а также системы премирования.
Система материального поощрения, установленная работодателем, должна быть проста и понятна каждому работнику. Она должна быть гибкой, дающей возможность разу же поощрить каждый положительный результат работы, размеры поощрения должны быть экономически и психологически обоснованы.
Применяемая в организации система поощрений должна формировать у работников ощущение справедливости материальных вознаграждений и способствовать повышению заинтересованности работников в улучшении не только индивидуальной, но и коллективной работы.
Премия – это денежная выплата работнику сверх заработной платы за достижение определенных результатов в труде. Вопросы премирования являются индивидуальными для каждого конкретного предприятия, то есть разрабатываются и устанавливаются предприятием самостоятельно. При разработке систем поощрения работников организациям необходимо учитывать следующие рекомендации в отношении устанавливаемых премий:
- назначение премии необходимо производить с учетом личного вклада каждого работника;
- установленные премии не должны восприниматься работниками как часть заработной платы;
- размер премий должен быть экономически обоснован;
- при разработке систем премирования необходимо определить условия и установить показатели, при выполнении которых будет осуществлена премиальная выплата.
Премии можно подразделить на две группы:
· премии, входящие в систему оплаты труда – выплачивается при условии достижения результатов, заранее обусловленных показателем премирования, поэтому их достижение порождает у работников право на получение премии. Соответственно, при не достижении этого показателя право на премию не возникает.
· Премии, не входящие в систему оплаты труда, носят разовый характер и потому выплачиваются не за выполнение заранее установленных показателей и условий, а на основе общей оценки работы данного работника. Кроме того, их выплата зачастую не связана с конкретными достижениями в труде и осуществляется по одностороннему усмотрению работодателя. Поощрительное премирование является правом, а не обязанностью работодателя, поэтому его условия определяются им самостоятельно и не требуют наличия заранее установленного основания. Такие премии не учитываются при подсчете среднего заработка работника и не подлежат защите в комиссиях по рассмотрению трудовых споров, однако могут быть занесены в трудовую книжку в качестве меры поощрения.
Кроме приведенного выше подразделения премий на две группы, их можно также классифицировать следующим образом:
- Премии, выплаты которых происходит с определенной периодичностью:
- Ежемесячная премия;
- Квартальная премия;
- Годовая премия
- Разовые премии, связанные с производственным процессом:
· Премия за повышение производительности труда
· Премия за достижение в работе
· Премия за выполнение особо важного и срочного задания
· Премия за многолетний добросовестный труд
- Премии, не связанные с производственным процессом, выплата которых происходит при наступлении определенных событий:
· Премия к юбилейной дате работника
· Премия к профессиональному празднику
· Премия к юбилею организации
· Премия к праздничному дню
· Премия в связи с уходом работника на пенсию
Этот перечень видов премий не является исчерпывающим, каждая организация может выбирать другие критерии для материального поощрения своих сотрудников.
В случае выплаты в организации премий необходимо наличие такого локального нормативного акта как Положение о премировании. Такое Положение позволяет документально подтвердить расходы организации на осуществление стимулирующих выплат работникам и, соответственно, уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. По общему правилу в Положении о премировании должны быть определены:
- Показатели и условия премирования (то есть, за что работнику положена премия);
- Размер премиальный выплат;
- Список работников, на которых распространяется данное положение (например, на всех работников или только на штатных, кроме того, перечень должностей зависит от показателя премирования);
- Периодичность премирования;
- Сроки и источники выплат;
- Порядок выдачи премии;
- Указание лиц, правомочных принимать решение о выдаче премии;
- Включить положения, регулирующие вопросы депремирования.
Кроме того, наличие в организации Положения о премировании работников оказывает стимулирующее воздействие на работников, так как они заранее знают, что, если их работа будет соответствовать указанным в данном документе показателям, она вправе будут рассчитывать на дополнительное вознаграждение.