Глава 7. Исполнение наказания в виде исправительных работ

 

Статья 39. Порядок исполнения наказания в виде исправительных работ

 

1. Наказание в виде исправительных работ является в основном аналогом существовавших ранее исправительных работ без лишения свободы. В то же время УК, а также УИК привнесли новеллы как терминологического (изменено наименование наказания и органов, его исполняющих), так и содержательного характера. Такие новеллы были обусловлены прежде всего необходимостью проведения четкой границы между исправительными работами и другими видами наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, в частности со штрафом.

Исправительные работы применяются только в качестве основного наказания и могут быть назначены на срок от двух месяцев до двух лет. Осужденному к исправительным работам может быть назначено любое из дополнительных видов наказаний, кроме конфискации имущества.

2. Закон предписывает, что исправительные работы отбываются по основному месту работы осужденного. Согласно ст. 50 УК исправительные работы отбываются по месту работы осужденного. УИК конкретизирует эту норму, указав на основное место работы. Такая конкретизация предопределена прежде всего тем, что карательное содержание рассматриваемого наказания заключается не столько в количестве взыскиваемых денег, сколько в самом факте наличия такого ограничения прав осужденного, как производство удержаний из его заработка. Поэтому если осужденный устроится на работу по совместительству, удержания из этого дополнительного заработка не производятся.

3. Исправительные работы предполагают трудовую деятельность осужденного. Исчерпывающий перечень случаев, когда в срок наказания засчитывается время, в течение которого осужденный не работал, дан в ст. 42 УИК.

4. Из смысла ст. 50 УК, а также комментируемой статьи не вытекает, что исправительные работы назначаются только в отношении работающих граждан, однако предполагается, что если осужденный не работает на момент вынесения приговора, а равно по каким-то причинам потерял работу во время отбывания наказания, он должен трудоустроиться, иначе назначенное наказание не будет им отбываться, что в свою очередь может повлечь негативные последствия.

5. Осужденные трудоустраиваются самостоятельно или через органы службы занятости. На уголовно-исполнительные инспекции функция трудоустройства не возлагается, однако при необходимости они выдают осужденным, не имеющим работы, соответствующее направление в органы службы занятости.

6. Основным местом работы осужденного является предприятие, организация или учреждение, где на него ведется трудовая книжка; размеры заработной платы (доходы) осужденного по другому месту работы при определении основного места работы во внимание не принимаются.

7. Суд должен направить в уголовно-исполнительную инспекцию две заверенные копии договора, вступившего в законную силу.

В течение 15 дней с момента поступления приговора уголовно-исполнительная инспекция обязана поставить осужденного на учет, вызвать его на беседу с целью разъяснения порядка и условий отбывания наказания, направить копию приговора по месту работы осужденного. Если осужденный не работает, уголовно-исполнительная инспекция предлагает ему в определенный срок трудоустроиться самостоятельно либо встать на учет в органах службы занятости.

8. Если в полученной из суда копии приговора инспекция обнаружит какие-либо неточности, она обязана немедленно направить в суд соответствующий запрос.

9. Персональный учет осужденных, отбывающих наказание в виде исправительных работ, является организационной основой деятельности инспекций, призванной обеспечить отбывание осужденными наказания, контроль за их трудовой деятельностью, правильным удержанием части их заработной платы, а также своевременное освобождение от наказания.

Практикой выработаны четыре вида учета: оперативный, предварительный, контрольный, учет разыскиваемых.

На оперативном учете состоят лица, реально отбывающие наказание в виде исправительных работ (работающие в организациях, из заработка которых производятся удержания; находящиеся в дополнительных и ежегодных оплачиваемых отпусках; официально признанные безработными и получающие пособие по безработице), а на других видах учета - все другие осужденные, по разным причинам наказание не отбывающие.

На предварительном учете состоят осужденные, не поступившие на работу по истечении 15 дней со дня постановки на учет в инспекции и не зарегистрированные в органах службы занятости; уволенные во время отбывания наказания с прежнего места работы и не поступившие на новую работу или не зарегистрировавшиеся в органах службы занятости по истечении 15 дней со дня увольнения; в отношении которых проводятся первоначальные розыскные мероприятия; не работающие без уважительных причин; не получающие пособий по безработице, если выплата пособий приостановлена, отложена или прекращена; в отношении которых в суды направлены представления для замены исправительных работ ограничением свободы, арестом или лишением свободы.

На контрольном учете состоят лица, не поступившие на работу или не зарегистрировавшиеся в органах службы занятости до истечения 15 дней со дня постановки на учет; уволенные во время отбывания наказания с прежнего места работы и не поступившие на новую работу или не зарегистрировавшиеся в органах службы занятости до истечения 15 дней со дня увольнения; не работающие в связи с болезнью, если время болезни не засчитывается в срок отбывания исправительных работ; выбывшие за пределы территории, обслуживаемой инспекцией, в отношении которых не поступили подтверждения о получении личных дел; находящиеся под стражей в порядке меры пресечения в связи с совершением другого преступления; содержащиеся под арестом в связи с привлечением к административной ответственности; в отношении которых отбывание наказания отсрочено; в отношении которых в суды внесены представления об освобождении от дальнейшего отбывания наказания в связи с тяжелой болезнью, психическим расстройством или инвалидностью, а также об отсрочке отбывания наказания в связи с беременностью; направленные на медицинское освидетельствование для определения группы инвалидности, наличия психического расстройства или иной тяжкой болезни; находящиеся в отпусках по временной нетрудоспособности, по уходу за больным, без сохранения заработной платы, а также в дополнительных и ежегодных оплачиваемых отпусках, предоставленных до начала исполнения наказания; находящиеся на стационарном лечении от алкоголизма, наркомании и токсикомании.

На учете разыскиваемых состоят лица, материалы в отношении которых переданы в службы криминальной милиции для дальнейшего ведения розыска.

10. Уголовно-исполнительная инспекция осуществляет первоначальные мероприятия по розыску осужденных, местонахождение которых неизвестно. Если в течение одного месяца розыскными действиями местонахождение осужденного к исправительным работам не установлено, инспекция выносит постановление об объявлении его в розыск и вместе с материалами первоначальных розыскных мероприятий и копией приговора (определения) суда передает в службу криминальной милиции по последнему месту нахождения разыскиваемого. Одновременно с этим уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене исправительных работ другим видом наказания.

11. В отношении каждого осужденного должно быть обеспечено взаимодействие инспекций с администрацией организации, где он отбывает исправительные работы. Руководители организации, работники кадрового аппарата, бухгалтерии должны знать и выполнять обязанности, возложенные на них законом. Инспекции могут оказать им необходимую консультативную помощь. В целях осуществления контроля за исполнением требований приговора администрацией организации уголовно-исполнительные инспекции могут запрашивать соответствующую информацию либо получать ее непосредственно в организации.

12. Воспитательная работа проводится с учетом личности осужденного, совершенного им преступления, других значимых обстоятельств. В зависимости от этого избираются формы и методы работы: индивидуальные беседы, посещения места работы, а при необходимости и места жительства; применение мер поощрения и взыскания; установление обязанностей и запретов.

Цель воспитательных мероприятий - формирование правопослушного поведения, предупреждение совершения нового преступления.

 

Статья 40. Условия отбывания исправительных работ

 

1. Статья устанавливает ряд условий отбывания наказания, которые осужденный к исправительным работам обязан соблюдать. Названные условия носят как общий, так и специфический для данного вида наказания характер. Часть из них не содержит элементов кары и адресована непосредственно осужденному, другая выражает карательное содержание наказания.

2. К условиям общего характера относятся обязанности осужденного:

соблюдать установленный порядок отбывания наказания;

добросовестно относиться к труду.

К специфическим условиям отбывания наказания в виде исправительных работ отнесены:

обязанности и запреты, устанавливаемые для осужденного уголовно-исполнительной инспекцией;

производство удержаний из заработка осужденного;

запрет увольнения осужденного с места работы по собственному желанию.

Объединяющими признаками перечисленных условий отбывания наказания являются их обязательность и наступление для осужденного негативных последствий в случае их нарушения.

3. Запрет увольнения осужденного по собственному желанию без разрешения уголовно-исполнительной инспекции обусловлен следующим.

Исполнение наказания в виде исправительных работ самым непосредственным образом связано с трудовой деятельностью осужденного. По общему правилу неработающий осужденный не отбывает назначенное ему наказание. В этой связи запрет самостоятельного увольнения служит обеспечению исполнения наказания. С этой целью корреспондируется задача контроля уголовно-исполнительной инспекции за поведением осужденного, его образом жизни.

Кроме этого, названный запрет имеет своей целью недопущение трудоустройства осужденного на такое место работы, которое уголовно-исполнительной инспекцией может быть сочтено нежелательным в основном по причине неблагоприятной криминогенной ситуации.

Практика показывает, что уголовно-исполнительные инспекции, как правило, не препятствуют переходу осужденного с одного места работы на другое, поскольку в большинстве случаев такие переходы связаны с желанием осужденного увеличить свой заработок либо приблизить место работу к месту жительства.

В случае обращения осужденного с просьбой разрешить уволиться по собственному желанию инспекция проверяет обоснованность такой просьбы, выдает ему разрешение или оформляет мотивированный отказ. Осужденный, которому не дано разрешение, вправе обжаловать действия уголовно-исполнительной инспекции начальнику органа, в подчинении которого находится эта инспекция, или в суд.

4. Независимо от причин увольнения с работы, а также переезда на новое место жительства осужденный обязан сообщить об этом в уголовно-исполнительную инспекцию в десятидневный срок.

5. Осужденный, не имеющий работы, обязан трудоустроиться в 15-дневный срок со дня постановки на учет в уголовно-исполнительной инспекции. Если он по каким-то причинам не может самостоятельно это сделать, он обязан в названный срок встать на учет в органах службы занятости. При этом в отличие от граждан, состоящих на учете в качестве безработных, осужденный к исправительным работам не может отказаться от предложенной ему работы или от переподготовки по другой специальности.

Постановка осужденных к исправительным работам на учет в органах службы занятости осуществляется в общем порядке, если они обращаются туда самостоятельно или по направлению уголовно-исполнительной инспекции. Отказ в постановке осужденного на учет является противозаконным и нарушающим его права.

Обязанность осужденного встать на учет в органах службы занятости корреспондируется с нормой о порядке исчисления срока наказания, которой, в частности, установлено, что время, в течение которого осужденный официально был признан безработным, засчитывается в срок наказания.

6. За осужденным, отбывающим исправительные работы, сохраняется право на отпуск, однако его продолжительность, в отличие от соответствующих положений КЗоТ, ограничена 18 рабочими днями. В то же время все другие отпуска (дополнительные - за работу во вредных условиях труда; за продолжительный стаж работы; за работу с ненормированным рабочим днем; кратковременный отпуск без сохранения заработной платы; отпуск по беременности и родам) предоставляются осужденным на общих основаниях.

 

Статья 41. Обязанности и запреты, устанавливаемые для осужденных к исправительным работам

 

1. Уголовно-исполнительный кодекс привнес в содержание исправительных работ норму об обязанностях и о соблюдении запретов, устанавливаемых для осужденных уголовно-исполнительными инспекциями. Отсутствие таких правоограничений в ИТК РСФСР давало основания говорить о том, что исправительные работы по своему карательному содержанию представляли штраф в рассрочку.

Обязанности и запреты позволяют уголовно-исполнительной инспекции вести практически только учет осужденных к исправительным работам и поступающих в доход государства удержаний из их заработка, преобразоваться в орган, исполняющий наказание и осуществляющий профилактическое и воспитательное воздействие на осужденных.

2. Лица, отбывающие наказание в виде исправительных работ и положительно характеризующиеся по месту работы и жительства, как правило, реально претерпевают лишь два правоограничения: удержание части заработной платы и сокращенную продолжительность отпуска.

В отношении отрицательно характеризующихся осужденных могут быть установлены дополнительные обязанности и запреты, предусмотренные законом.

В зависимости от личности осужденного, характера совершенного преступления, его поведения, других обстоятельств уголовно-исполнительная инспекция вправе запретить ему пребывание вне дома в определенное время, покидать место жительства в выходные дни, а также в период отпуска; запретить пребывать в определенных местах района (города); обязать до двух раз в месяц являться в инспекцию для регистрации.

Перечисленные запреты и обязанности могут быть назначены как по отдельности, так и в любом сочетании сроком до шести месяцев. Установление определенной обязанности или запрета производится мотивированным постановлением начальника уголовно-исполнительной инспекции. В необходимых случаях срок возложенных обязанностей может быть продлен еще до шести месяцев, но в пределах срока отбывания наказания. В случае если необходимость в установленных для осужденного обязанностях и запретах отпала, начальник уголовно-исполнительной инспекции вправе отменить их до установленного ранее срока.

Об установленных для осужденного определенных обязанностях и запретах уголовно-исполнительная инспекция информирует участкового инспектора милиции.

Ранее действовавшее исправительно-трудовое законодательство не предусматривало положений, стимулирующих осужденных трудоустроиться в оптимально короткие сроки. В связи с этим исполнение наказания в виде исправительных работ растягивалось на несколько лет.

Комментируемая статья установила, что отсутствие у осужденного работы не приостанавливает действия возложенных на него обязанностей и запретов. Таким образом, время, когда осужденный не работает, как правило, в срок наказания не включается, осужденный в этот период наказание не отбывает, но он должен соблюдать установленные для него обязанности и запреты, которые, не являясь карательным элементом этого наказания, тем не менее определяют специфику правового статуса этого лица. Определенный аналог такому положению можно усмотреть в уголовно-процессуальном законодательстве, которое предусматривает институт меры пресечения в виде подписки о невыезде, также не являющейся наказанием, но ограничивающей гражданина в его правах.

Названные обязанности и запреты преследуют цель исполнения наказания в сроки, определенные приговором суда, а также осуществления контроля за неработающими осужденными.

3. Обязанности и запреты устанавливаются не только с целью обеспечения исполнения наказания и профилактики совершения нового преступления, но и должны учитывать необходимость осуществлять осужденным социально полезные функции. Например, установленный запрет уходить из дому не должен препятствовать осужденному работать, воспитывать детей, ухаживать за больными или престарелыми родственниками, работать на садовом участке и т.д.

4. Запрет покидать место жительства в выходные дни, а также в период отпуска позволит инспекции осуществлять контроль за поведением осужденного непрерывно.

5. Запрет пребывать в определенных местах района (города) следует использовать в тех случаях, когда, например, осужденный злоупотребляет спиртными напитками, и есть основания полагать, что его появление в увеселительных заведениях, на рынках и в других местах может спровоцировать его на совершение каких-то противоправных действий. При этом, конечно, не может быть сочтен уместным запрет осужденному забирать своего ребенка из школы или детского сада, ходить в кино или театр и т.п.

 

Статья 42. Исчисление срока исправительных работ

 

1. Порядок исчисления срока наказания осужденных к исправительным работам не претерпел по сравнению с ИТК РСФСР и многолетней практикой исполнения этого наказания значительных изменений. Срок наказания может считаться отбытым в том случае, если число дней, отработанных осужденным, равно числу рабочих дней, приходящихся на установленный судом календарный срок наказания. Поэтому в случаях, когда осужденный не отработал положенное число дней и нет оснований для зачета в срок наказания неотработанных дней, продолжительность исполнения наказания превысит календарный срок наказания.

2. Началом срока наказания считается день получения администрацией организации копии приговора суда и других документов. Если на этот момент осужденный находился в отпуске, был болен, то течение срока наказания начинается в первый день его выхода на работу.

3. Закон устанавливает, что в срок отбывания наказания засчитывается время, в течение которого осужденный не работал по уважительным причинам и за ним в соответствии с законом сохранялась заработная плата. Сюда входит время:

болезни, за исключением случаев, когда это время не засчитывается в срок отбывания исправительных работ;

предоставленное для ухода за больным;

нахождения в очередном и дополнительном отпусках;

проведенное в отпуске по беременности и родам;

участия в судебном разбирательстве в качестве свидетеля;

когда в силу объективных причин осужденным работникам сельского хозяйства не предоставлялась работа и общее количество отработанных дней при этом было не ниже установленного по ходатайству годового минимума по отдельным его периодам.

4. В комментируемой статье не указаны еще два случая, когда осужденный не работал, но это время по решению суда засчитывается в срок наказания:

время содержания под стражей в связи с совершением преступления, за которое ему было назначено наказание в виде исправительных работ;

время отбывания лишения свободы, если последнее заменено исправительными работами до фактического освобождения из мест лишения свободы.

5. Появление в последние годы такого негативного явления, как безработица, обусловило специальную оговорку в отношении лиц, осужденных к исправительным работам и по каким-то причинам потерявших работу. Законодатель установил, что время, в течение которого осужденный официально был признан безработным, также включается в срок отбывания наказания.

В данном случае признается, что поскольку государство, от имени которого суд назначил наказание, не может обеспечить осужденного работой, то оно не должно устанавливать для него каких-либо дополнительных негативных последствий. Более того, оно учредило специальную государственную службу, занимающуюся вопросами трудоустройства граждан.

Чтобы не поощрять осужденных, уклоняющихся от трудоустройства и, соответственно, от отбывания наказания, в срок наказания засчитывается не все время, когда осужденный не имел работы, а только то, когда он состоял на учете в службе занятости в качестве безработного.

6. Не засчитывается в срок отбывания наказания время, в течение которого осужденный не работал (за исключением специально оговоренных случаев) и ему не выплачивалась заработная плата, в том числе время нахождения в отпуске без сохранения заработной платы; время прогула; время болезни, вызванной алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением; время отбывания административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, а также содержания под стражей в порядке меры пресечения за совершение нового преступления.

7. Не засчитывается в срок наказания также время, в течение которого наказание не исполнялось в связи с отсрочкой согласно определению суда.

8. Часть 1 ст. 42 УИК указывает, что срок исправительных работ исчисляется временем, когда осужденный работал и из его заработка производились удержания. Однако случаи, когда осужденным заработная плата не начислялась и удержания из нее не производились по вине администрации организации, где они работают, не могут рассматриваться как основание для невключения этого периода в срок отбывания наказания.

9. С учетом специфики наказания в виде исправительных работ, связанной с трудовой деятельностью осужденных, закон прямо предусматривает случаи, когда осужденный, потерявший возможность трудиться, может быть освобожден от наказания или наказание может быть отсрочено: соответственно при длительной болезни или при наступлении у осужденной женщины беременности.

 

Статья 43. Обязанности администрации организаций, в которых работают осужденные к исправительным работам

 

1. Специфика наказания в виде исправительных работ заключается в том числе и в участии в процессе исполнения наказания не только уполномоченных на то государственных органов - уголовно-исполнительных инспекций, но и администрации организации, где работает осужденный. Такая специфика обусловлена установленным законом условием об обязательном участии осужденного в общественно полезном труде.

Основная роль в организации исполнения наказания отведена законом уголовно-исполнительной инспекции, однако и администрация, где работает осужденный, также несет ответственность за исполнение предписаний приговора.

2. Сопоставление нового законодательства с ранее действовавшим ИТК РСФСР позволяет сделать вывод о том, что сфера участия администрации организации сужена до обеспечения правильного и своевременного производства удержаний из заработка осужденного, перевода удержанных сумм в доход государства, контроля за поведением осужденного на производстве, информирования инспекции о всех его передвижениях по работе и содействия инспекции в проведении воспитательной работы.

Таким образом, с администрации сняты обязанности по уведомлению трудового коллектива о приговоре суда посещать осужденного по месту жительства.

3. Меры поощрения и взыскания со стороны администрации могут применяться к осужденным в полном объеме, предусмотренном законодательством о труде.

Администрация обязана уведомлять уголовно-исполнительную инспекцию о применении к осужденному мер поощрения или взыскания, поскольку некоторые из нарушений трудовой дисциплины являются одновременно нарушением порядка и условий отбывания наказания, что может повлечь для осужденного серьезные негативные последствия. Напротив, сообщения администрации о поощрении осужденного могут служить одним из оснований, например, для снятия инспекцией наложенных на него обязанностей и запретов или представления к условно-досрочному освобождению.

4. Решение суда, в том числе и приговор, носит обязательный характер для граждан, должностных лиц и организаций.

В случае если представитель администрации организации, в которой работает осужденный к исправительным работам, не исполняет обязанностей, предусмотренных комментируемой статьей, он может быть привлечен к ответственности в зависимости от характера совершенного им правонарушения.

Это может быть дисциплинарная ответственность, а в случае злостного неисполнения приговора - и уголовная в соответствии со ст. 315 УК.

 

Статья 44. Порядок производства удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам

 

1. Правильность и своевременность удержаний из заработка осужденных означает, что они должны производиться ежемесячно в размерах, установленных судом. При необходимости проверки, уточнения размеров заработка осужденного уголовно-исполнительная инспекция вправе обратиться в финансовые и налоговые органы, которые обязаны предоставить ей требуемые сведения.

2. Единовременные удержания за весь период наказания или его части не допускаются. Осужденный должен в течение всего срока наказания претерпевать его карательные элементы.

3. Удержания производятся с первого дня начала срока отбывания наказания со всей суммы заработка по основному месту работы, включая все виды денежных премий, не носящих единовременного характера, без исключения налогов, других платежей, а также независимо от наличия претензий к осужденному по исполнительным документам.

Удержания производятся за каждый проработанный месяц при выплате заработной платы за вторую половину месяца, а при отработке неполного месяца, например в случае увольнения или в связи с окончанием срока наказания, - за отработанную часть месяца.

4. Законодательством о труде установлено, что общий размер всех удержаний не может превышать 20%, а в случаях, специально оговоренных законодательством (при наличии нескольких исполнительных документов), 50% причитающейся к выплате заработной платы.

Данное положение на осужденных к исправительным работам не распространяется, и из их заработка может быть удержано с учетом алиментных обязательств, исковых требований, вычетов, установленных приговором суда в связи с назначением наказания в виде исправительных работ, до 70%.

5. Удержания не производятся из:

пенсий, получаемых в порядке социального обеспечения, и единовременных пособий, получаемых в порядке социального страхования;

вознаграждений и выплат единовременного характера, не предусмотренных системой заработной платы (в том числе компенсаций за неиспользованный отпуск);

заработной платы осужденного за дни, проработанные им сверх графика в каком-либо месте, поскольку время, затраченное на сверхурочные работы, дополнительно в срок наказания не включается;

заработка, получаемого не по основному месту работы;

выходного пособия;

сумм, выплачиваемых в качестве компенсации за расходы, связанные с командировками, переводами, приемом на работу вновь и направлением в другие местности, иных компенсационных выплат;

сумм, выплачиваемых за использование принадлежащего работнику инструмента, транспорта, за невыданную спецодежду и спецобувь.

6. Удержания у осужденных, заработок которых выражается как в денежной, так и натуральной форме, производятся в пропорциональном исчислении от обеих его частей. При этом часть натурального заработка переводится в стоимостное выражение и перечисляется в доход государства.

В организациях, где заработная плата выплачивается по окончании сезона (периода, рейса и т.п.), удержания производятся по мере начисления заработной платы. Окончательный расчет производится с учетом данных о доходе осужденного в истекшем году.

7. Удержанные в доход государства из заработка осужденных суммы администрацией организации ежемесячно в день выдачи заработной платы перечисляются на текущий счет инспекции в соответствующее учреждение банка. Одновременно с платежными поручениями в учреждения банка направляются расчетные сведения по произведенным удержаниям.

8. Во всех случаях отмены приговора суда с прекращением дела сумма, удержанная из заработка осужденного, возвращается ему полностью. Основанием для возврата служит определение (постановление) суда об отмене приговора и прекращении дела.

Возвращение удержанных сумм производится путем их перечисления через учреждения банка на счет организации, перечислившей эти суммы на текущий счет инспекции. Если лицо, освобожденное от наказания, в данное время не работает или работает в другом месте, указанные суммы возвращаются этому лицу почтовым переводом.

9. Наряду с отказом законодателя от производства удержаний из заработка осужденного не по основному месту работы УИК установил, что в случае ухудшения материального положения осужденного уголовно-исполнительная инспекция, сам осужденный или администрация организации, где он работает, могут заявлять в суд ходатайство о снижении размера удержаний. Никаких ограничений для такого обращения не предусмотрено.

В то же время следует полагать, что такая льгота должна применяться, как правило, при наличии вновь возникших уважительных причин (болезнь осужденного, членов его семьи, рождение ребенка, уменьшение заработка по не зависящим от него причинам и т.п.).

При рассмотрении вопроса о снижении размера удержаний во внимание принимаются все доходы осужденного, в том числе и заработок, получаемый за работу по совместительству.

 

Статья 45. Меры поощрения, применяемые к осужденным к исправительным работам

 

1. К осужденным к исправительным работам могут применяться меры поощрения со стороны как администрации организации, где они работают, так и уголовно-исполнительной инспекции.

Администрация организации может применять к осужденным меры поощрения, предусмотренные законодательством о труде, как и ко всем другим работникам. Отличие заключается лишь в том, что меры поощрения, примененные администрацией к осужденным, имеют значение для общей их характеристики и, следовательно, могут сыграть позитивную роль в решении вопроса о сокращении круга правоограничений, наложенных на осужденных в рамках назначенного наказания. Таким образом, добросовестное отношение осужденного к труду может иметь следствием его поощрение, предусмотренное как законодательством о труде, так и уголовно-исполнительным законодательством.

2. Уголовно-исполнительное законодательство, в отличие от исправительно-трудового, отказалось от такой меры поощрения, как объявление благодарности.

Уголовно-исполнительная инспекция реализует карательную функцию уголовного наказания, поэтому объявление ею благодарности осужденному фактически за то, что он должным образом отбывает наказание, было бы не логично. Позитивная оценка поведения осужденного должна выражаться в реальном улучшении его положения. Таким улучшением может быть сокращение сроков или объема установленных для осужденного обязанностей или запретов, представление его к условно-досрочному освобождению. При этом сокращение сроков или объемов обязанностей и запретов служит стимулом для дальнейшего правопослушного поведения осужденного, а условно-досрочное освобождение - констатацией того, что он достоин наивысшей формы поощрения, в связи с чем может быть освобожден от дальнейшего отбывания наказания.

Представление о применении условно-досрочного освобождения вносится уголовно-исполнительной инспекцией в суд в отношении осужденных, если будет признано, что для исправления они не нуждаются в полном отбывании наказания. В суд также направляются материалы, характеризующие поведение осужденных в период отбывания наказания.

 

Статья 46. Ответственность за нарушение порядка и условий отбывания исправительных работ и за злостное уклонение от их отбывания

 

1. В отличие от ранее действовавшего законодательства УИК определил, что конкретно является нарушением порядка и условий отбывания наказания в виде исправительных работ, а также в каких случаях осужденный может быть признан злостно уклоняющимся от отбывания наказания.

Регламентирование законом этих понятий не дает возможности произвольного толкования действий осужденного и тем самым гарантирует правовой подход при определении мер воздействия к осужденным, нарушающим условия или уклоняющимся от отбывания наказания.

2. Перечень нарушений порядка и условий отбывания наказания не соответствует требованиям, обозначенным в ст. 39 и 40 УИК. Так, среди условий отбывания наказания, нарушение которых не влечет ответственности осужденных, можно назвать: увольнение осужденного по собственному желанию без разрешения инспекции, несообщение в инспекцию об изменении места работы или жительства.

Такого рода нарушения не могут кардинальным образом сказаться на отбывании осужденным наказания, но одновременно создают определенный фон при оценке его поведения.

3. Другие нарушения - непоступление на работу, неявка в уголовно-исполнительную инспекцию, нарушение обязанностей и запретов, прогул - носят более серьезный характер и явно свидетельствуют о неподчинении осужденного возложенным на него законом и приговором правоограничениям, поэтому безусловно оцениваются негативно.

В то же время закон не дает точного толкования того, какие причины непоступления на работу или неявки в уголовно-исполнительную инспекцию являются уважительными, а какие нет. Множественность жизненных вариаций позволяет одну и ту же ситуацию в отношении разных осужденных оценивать и как уважительную, и как неуважительную.

4. Совершение осужденным прогула или появление его на работе в нетрезвом состоянии или в состоянии наркотического либо токсического опьянения может влечь одновременно взыскания, предусмотренные законодательством о труде, и ответственность, установленную комментируемой статьей.

5. За нарушение порядка и условий отбывания наказания в виде исправительных работ предусмотрено взыскание в виде письменного предупреждения о замене исправительных работ другим видом наказания.

В соответствии со ст. 50 УК таким видом наказания могут быть ограничение свободы, арест либо лишение свободы.

Уголовно-исполнительная инспекция должна оценить характер нарушения, личность осужденного и войти в суд с предложением о замене исправительных работ наказанием, адекватным поведению осужденного.

6. Введение в действие норм УК и УИК, предусматривающих такие виды наказания, как ограничение свободы и арест, отсрочено до 2001 г. Таким образом, до этого периода за злостное уклонение от отбывания наказания в виде исправительных работ может быть применена только замена исправительных работ на лишение свободы. Соответственно осужденный должен об этом предупреждаться.

7. Помимо признака повторности нарушения порядка и условий отбывания наказания ч. 3 ст. 46 УИК предусматривает признание злостно уклоняющимся от отбывания наказания лицо, скрывшееся с места жительства.

Осужденный может быть признан скрывшимся, если он оставил место жительства в целях уклонения от отбывания наказания. О намерении уклониться от отбывания наказания может свидетельствовать, в частности, тот факт, что осужденный в течение времени, достаточного для сообщения в уголовно-исполнительную инспекцию о своем месте пребывания, не сделал этого.

В данном случае для замены исправительных работ лишением свободы не требуется письменного предупреждения осужденного.

8. ИТК РСФСР отдавал на усмотрение инспекций исправительных работ решение вопроса о направлении представления в суд о замене исправительных работ лишением свободы осужденным, злостно уклоняющимся от отбывания наказания. В настоящее время уголовно-исполнительная инспекция однозначно обязана направить в суд такое представление. В представлении указываются конкретные факты уклонения осужденного от отбывания наказания и какие меры в отношении его принимались. В случае отказа суда в замене исправительных работ другим видом наказания повторное представление по этому вопросу вносится после совершения осужденным нового нарушения порядка и условий отбывания наказания.

На усмотрение инспекции осталось применение взыскания за первичное нарушение, не являющееся злостным.