ОККУПАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ В РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ

 

Одно из современных и успешных направлений реабилитационной работы с уязвимыми группами населения получило на Западе название «оккупациональной терапии».

Оккупациональная терапия - терапия повседневными занятиями - форма профессиональной социальной работы, существующая в большинстве стран мира и занимающая важное место в команде специалистов социальной работы, здравоохранения, образования. Occupational therapy является интегральной частью комплексной программы медицинской, социальной и психолого-педагогической реабилитации. Это необходимый компонент эффективной помощи людям, испытывающим трудности функционирования в повседневных ситуациях. Применение оккупациональной терапии достаточно широко — начиная от стимуляции рефлексов недоношенного младенца до обеспечения безопасности и независимости слабого пожилого человека. Специалиста по оккупациональной терапии в англоязычных странах называют Occupational Therapist, а для краткости используют аббревиатуру «ОТ». В шведском языке эта же профессия называется arbeitsterapi, что в переводе на русский язык ближе к термину «трудотерапия».

Термин «трудотерапия» входит сегодня в профессиональную лексику сферы социально-реабилитационных технологий.

Министерство труда и социального развития в центрах социальной реабилитации вводит ставки трудотерапевтов. Специалисты, работающие в этой области, нередко называют себя «инструкторами по труду», способствующими посредством труда ускорить восстановление утраченных жизненных функций человека и его выздоровление или способность самостоятельно обслуживать себя в бытовой среде.

Но в то же время было бы ошибкой приравнивать такой вид терапии к лечебной физкультуре. В российской практике многое из того, чем владеет оккупациональная терапия в странах Запада, имеется в арсенале медика, инструктора лечебно-физкультурного кабинета, дефектолога, а с недавнего времени и социального работника, поскольку терапия социальным окружением входит в его сферу компетенции. Часто социальный работник выступает в роли координатора услуг, необходимых ребенку, взрослому или всей семье, добиваясь согласованной деятельности врача, педагога, психолога, трудотерапевта, других представителей социального окружения клиента, координируя и укрепляя сеть социальной и профессиональной поддержки всей семьи.

Поэтому трудотерапия, используемая как вид реабилитационной деятельности, это далеко не оккупациональная терапия. За рубежом специалистов этого направления готовят уже почти 70 лет. Особенно большое развитие оккупациональная терапия получила в Великобритании, а также в США.

 

Образовательная программа по оккупациональной терапии, главным образом нацелена на формирование профессионала, способного работать в клинических центрах, обладающего развитыми исследовательскими и административными навыками. Например, крупнейший американский Университет Северной Каролины в Чапел-Хилле с 1976 г. имеет магистратуру по оккупационной терапии, куда поступают и те, кто получили степень бакалавра по другой специальности. Однако, чтобы поступить в магистратуру по оккупационной терапии (ОТ), абитуриент должен иметь сертификаты по следующим университетским курсам, которые он может пройти отдельно в других университетах или колледжах:

- анатомия и физиология человека с лабораторным практикумом;

- психология развития;

- психология аномального развития;

- социология: семья и общество;

- социология: социальные проблемы;

- исследовательский курс по статистике.

Поступив в магистратуру по ОТ, студенты изучают специальные дисциплины и в течение двух полных лет проходят две практики в летнее время, защищают исследовательский проект и сдают экзамен перед окончанием образования. Для профессиональной сертификации существует специальный государственный экзамен, а в некоторых штатах требуется дополнительное лицензирование на право профессиональной практики, которую можно получить после выпускных экзаменов.

 

В магистратуре осваиваются следующие курсы: «Введение в ОТ», «Анатомия для ОТ», «Рост и развитие человека», «Биомеханика в ОТ-кинезиология», «Физическая реабилитация», «Психосоциальная реабилитация», «Профессиональные навыки в ОТ», «Оккупациональная терапия и гериатрия», «Неврологические науки для ОТ», «ОТ и дети», «Организация исследований и статистика в ОТ», «Лидерство и администрация», «Прикладные исследования в ОТ», «Применение технологий в ОТ», «Исследование случая (case study)”, «Теория и программа практики в ОТ», «Профессиональные проблемы в ОТ», а также курсы по выбору.

 

Оккупациональная терапия начинается с функциональной диагностики, необходимой для определения числа и степени затруднений, которые испытывает человек, а также его ресурсов. Вместе с клиентом и другими членами команды оккупациональный терапевт разрабатывает план реабилитации, зачастую используя обычные повседневные занятия в качестве средств восстановления или развития навыков. Например, когда человек оправляется от перенесенного инсульта, он возвращается к обычным ежедневным занятиям: умыванию, купанию, одеванию, приготовлению пищи, уходу за домом, возобновляет социальные контакты. Все эти элементы будут являться средствами реабилитации, и во многих случаях необходим совет специалиста, чтобы не допустить слишком резких нагрузок.

Часто важным средством реабилитации для детей, которым необходимо улучшение координации зрения и рук, развитие мелкой моторики, для того, например, чтобы добиться успеха в школьных занятиях, становится игровая деятельность. На протяжении курса реабилитации статус пациента часто пересматривается, при этом изменения в реабилитационной программе обсуждаются с членами команды, врачом, самим пациентом и его семьей.

Ключевой элемент оккупациональной терапии - это выбор видов занятий, которые не только формируют навыки, важнейшие для независимого функционирования, но и имеют значение для человека, нуждающегося в реабилитации. Скажем, достижение самостоятельности в приготовлении пищи является жизненно важной целью лишь для людей, которые прежде делали это или должны делать сейчас, чтобы оставаться независимыми. Успешное удовлетворение потребностей индивида в контексте его окружения есть как бы некий товарный знак оккупациональной терапии.

 

Таким образом, как направление в реабилитологии оккупациональная терапия имеет две стороны: реабилитационную, направленную на продуктивную деятельность по собственному обслуживанию, терапевтическую, направленную на восстановление утерянного навыка с помощью использования разных методов и специального оборудования.

Оккупациональная терапия за рубежом, например, является интегральной частью основного комплекса услуг здравоохранения, которые оплачиваются многим людям за счет мощных государственных программ и частных страховок. В частном секторе существует система фондов страхования от крупных корпораций. В США, например, среди государственных программ, которые покрывают эти расходы, являются программы: Medicare, Medicaid, Программа гражданского здравоохранения (CHAMPUS), Федеральная программа здравоохранения служащих (FEHBP), Закон о реабилитации, Закон об образовании инвалидов, Закон о пожилых американцах, Программы охраны здоровья матери и ребенка, Программы услуг по охране психического здоровья и лечения алкогольной и наркотической зависимости, Программы компенсаций государственным работникам.

 

Оккупациональная терапия выгодна не только с социально-психологической, но и экономической точки зрения, так как позволяет:

- значительно сократить пребывание человека в больнице;

- уменьшить нужду в госпитализации и институциализации (содержании в учреждении);

- обеспечить скорейшее возвращение на работу;

- сократить число услуг и время ухода, требуемых после выписки из больницы;

- предотвратить осложнения и последующую инвалидность;

- облегчить возвращение человека в общество.

В ряде стран оккупациональные терапевты и их ассистенты работают в разнообразных учреждениях и организациях.

 

Таким образом, оккупациональная терапия представляет собой профессиональную деятельность в сфере социального развития, здравоохранения и реабилитации. Специалисты по ОТ оказывают услуги людям любого возраста, имеющим физическую, эмоциональную, социальную недостаточность и вследствие этого нуждающихся в особой помощи, обучении функциональным навыкам, позволяющим вести независимую, продуктивную и удовлетворяющую их жизнь.

Интересен опыт России и Киргизии, где эта специальность пока еще не получила своего официального статуса, но как новое перспективное направление реабилитационной деятельности, уже начала осваиваться.

Являясь междисциплинарной, она требует соединения усилий различных министерств и ведомств для ее дальнейшего развития и лицензирования как самостоятельного вида деятельности. Поэтому, большой интерес представляет работа модельного центра в Социально-технологическом институте (СТИ) Московского государственного университета сервиса (МГУС), где обучаются практические работники социальных служб, получая второе высшее образование по специальности «Трудотерапия и реабилитология» /в апреле 2000 г. Реабилитология — новая профессия в социальной сфере — получила свой официальный статус/.

Модельный учебный центр Социально-технологического института МГУС располагает специально оборудованной в процессе осуществления проекта ТАСИС лабораторией оккупациональной терапии. Она представляет собой модель реабилитационного центра в виде жилой квартиры, приспособленной к жизнедеятельности индивида с ограниченными возможностями. В ее состав входят кухня, спальня, комната отдыха, санузел (с поступившим из Великобритании специальным оборудованием, мебелью, приборами и приспособлениями, необходимыми для самообслуживания инвалида, для занятий спортом, восстановительной гимнастикой, досуговой деятельностью, трудотерапией и арттерапией).

 

В Киргизии, в соответствии с международными стандартами, с 2004 года начата работа по внедрению нового направления и новой специальности в реабилитации инвалидов – оккупациональной терапии и оккупационального терапевта. Согласно пп..18, 87 «Плана мероприятий по исполнению Государственной базовой программы интеграции и реабилитации инвалидов на 2004-2007 годы», Утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 9 августа 2004 года, республике осуществляется:

«18.Укрепление отделения медицинской реабилитации ЛПУ …штатными единицами трудотерапевтов (оккупациональный терапевт),…- внедрить методы окупациональной терапии в систему реабилитационных мероприятий на базе отделений и центров реабилитации.

87.Введение курсов:

- по оккупациональной терапии в КГМА на кафедре физических методов лечения с курсом традиционной медицины;

- по оккупациональнои терапии в КГМИ переподготовки и повышения квалификации медицинских работников;

- по оккупациональной терапии в медицинских училищах».

 

Для Казахстана также представляет большой практический интерес положительный международный опыт повышения эффективности реабилитационных технологий путем внедрения нового направления и новой специальности в реабилитации инвалидов – оккупациональной терапии и оккупационального терапевта.