Система образования в РБ в конце 20-начале 21 вв.

Провозглашение государственного суверенитета Беларуси в 1991 г. потребовало создания национальной системы образования, которая, сохранив все положительнве аспекты, сложившиеся в предыдущие десятилетия, ориентировались бы на этнические, культурные, экономические особенности Беларуси, с одной стороны, и международные образовательные нормы-с другой.

Были созданы специальные условия для обучения родному языку и культурному наследию тех представителей национальностей, которые проживают в Беларуси.

Важным шагом в становлении национальной системы образования РБ стало принятие Закона «Аб адукацыi у Рэспублiцы Беларусь» (1991). В нём провозглашались принципы государственной политики в области образования: его приоритетность, обязательность общего базового образования и т д.

Стали зарождаться новые положительные тенденции в воспитании детей и учащейся молодёжи. В их числе: отказ от моноидеологии, возрождение интереса к белорусской культуре и языку, создание разнообразных типов учебных заведений и др.

В целом, в качестве положительных тенденций развития системы образования в РБ в 90-е гг. Можно отметить следующе: переход к личностно-ориентированному обучению, разработка принципов вариативного образования, обновление содержания гуманитарного образования, появление новых типов учебных заведений, введение различных профилей обучения и элективных курсов.

Состояние и перспективы развития национальной системы образования (2000-2016 гг.). Кардинально улучшена законодательная база, регулирующая отношения в сфере образования (законы «Об образовании» (1991), «О профессионально-техническом образовании», «Закон РБ об общем среднем образовании» (2006) и др.).

Динамично развивается система дошкольного образования ( сезонные игровые площадки, разновозрастные группы, детский сад-школа).

Развитие общнго среднего образования остаётся приоритетным в государственной политике страны и характеризуется нацеленностью на позитивные преобразования.

Введена 10-балльная система оценок, что позволило решить проблему объективности и дифференцированного подхода к оценке знаний.

С 2003 г. системно осуществляется комплексный мониторинг качества общего среднего образования. Обозначилась тенденция функционирования общеобразовательных учреждений в режиме инновационной и экспериментальной деятельности.

Характерной чертой развития высшей школы РБ является переход к массовому образованию ( функционирует 53 учреждения, обеспечивающих получение высшего образования).

Значительное влияние на укрепление кадрового потенциала системы образования республики оказывает деятельность учебных заведений системы повышения квалификации и переподготовки кадров педагогического профиля.

Система образования вышла на новый этап совершенствования воспитательной и идеологической работы-осуществление последовательного перехода от системы воспитательных мероприятий к созданию целостной воспитательной среды, которая формируется не только содержанием обучения и воспитания, но и образовательными технологиями, всем строем жизни в учреждении образования и ближайшем социальном окружении. Усилено идеологическое содержание учебно-воспитательного процесса, в первую очередь, социально-гуманитарных дисциплин и воспитательной работы.

Предусматривается совершенствование системы управления образованием на основе эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в рамках единого образовательного пространства, повышение рейтинга РБ в международных исследованиях качества образования до уровня стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития.