Колорит

 

Это изобразительное средство рассмат­ривается, в основном, как система соче­тания цвета. Из психологии известно, что цвет в процессе восприятия визуально-об­разной информации играет если не глав­ную, то очень важную роль. Научных и практических работ по восприятию цве­та очень много. Одна из самых совершен­ных работ в области использования цвета в композиционном построении живописной картины — «Цвет в композиции» (2-я часть книги Н. Н. Волкова [4]).

Если в картине преобладает какой-либо один цвет, то говорят о том, что такое изображение выполнено в голубом или ро­зовом колорите, то есть по тому цвету, ко­торый преобладает. В цветной фотогра­фии для этой цели используются цветные светофильтры. Съемка пейзажа на закате или съемка натюрморта на дневную цвет­ную пленку при лампах накаливания даст желтый или оранжевый оттенок всему кад­ру. В черно-белой фотографии применя­ют окрашивающие (вирирующие) раство­ры. Иногда система цветовых сочетаний строится на основе эмоциональных оценок тех или иных цветов, в этом случае гово­рят о теплом или холодном колорите (теп­лые или холодные тона в колористическом решении кадра), пастельном колорите, яр­ком колорите и т. п. Пример колористичес­кого решения в теплых тонах приведен на рис. 203.

Иногда оценке подвергается не цвет как таковой, а само изображение, поэто­му встречается словосочетание «яркий ко­лорит», который характеризует не оценку колористического решения, а эмоциональ­ную оценку содержания картинки. Можно услышать такую оценку снимка: «колорит­ный портрет любителя коньяка "Бастион"» (рис. 204). Действительно, отличный порт­рет. Однако ударная фраза «Качество име­ет создателя» не очень удачна в этическом смысле. В христианстве Создатель один-единственный. В некоторых государствах на законодательном уровне принято по­ложение, согласно которому имена Бога, Христа, святых запрещено использовать в рекламе, так как это может травмиро­вать религиозные чувства верующих. Всег­да можно придумать другую ударную фразу без упоминания этих имен.

Часто в рекламе можно встретить сло­восочетание «национальный колорит», го­ворящее об отражении типичных нацио­нальных особенностей. Схема довольно простая: выбирается символичное изобра­жение какого-то всем известного сооруже­ния и текст рекламы без пояснения изобра­женного сооружения, которое говорит само за себя. Например, туристические поездки во Францию рекламируются на фоне цве­тов французского флага и изображения Эйфелевой башни (рис. 205). На рис. 206 при­мер решения с использованием малазий­ского национального колорита. Реклама поездок в Крым — изображение «Ласточ­кина гнезда» (архитектор Шервуд) как са­мого колоритного сооружения (рис. 207).

В этом изобразительном средстве прихо­дится подбирать и сочетание цветов. Относи­тельно роли цвета в рекламе имеется доста­точное количество литературы. Но художни­кам рекламы хорошо известно, что желтый и оранжевый цвета из-за легкости воспри­ятия сетчаткой глаза наиболее употребимы для того, чтобы обратить на себя внимание. В большинстве случаев комфортно воспри­нимаются сочетания голубого цвета с белым или синего с белым (рис. 208)', черного с зеле­ным; желтого с черным и много других, ко­торые так или иначе могут подходить к со­держанию рекламного объявления.