I АНАЛИЗ РЕЧЕВОЙ СИТУАЦИИ

Исследование речевой ситуации включает анализ целевой аудито­рии, времени, места и повода речи. В зависимости от того, соответству­ет ли речь условиям общения, она признается уместной или неумест­ной, а уместность, в свою очередь, во многом определяет степень влияния речи.

Целевая аудитория — группа лиц, на которых направлено речевое воздействие. Не все люди, находящиеся в зале во время выступления, входят в целевую аудиторию. Например, когда декан выступает на дне открытых дверей факультета, в зале присутствуют абитуриенты, их ро­дители, студенты и преподаватели факультета, а также технический пер­сонал, но речь декана нацелена преимущественно на две категории слу­шателей: абитуриентов и их родителей.

Но одно выступление может быть адресовано сразу нескольким це­левым аудиториям. Например, когда В. В. Путин 13 сентября 2004 г. об­народовал меры борьбы с терроризмом, первой целевой аудиторией были члены российского Правительства и главы регионов, присутствовавшие на расширенном заседании Правительства, где выступал Президент. Второй целевой аудиторией была российская общественность, ведь лю-

 


и бое выступление главы государства, в конечном счете, адресовано всем гражданам, особенно если оно транслируется по телевидению, как выс-тупление 13 сентября. Третья целевая аудитория — это депутаты Госу-дарственной Думы, которым предстояло обсудить предложения Прези-дента и воплотить их в конкретных законодательных актах. Четвертая «елевая аудитория — международная общественность и руководители иностранных государств, которые оценивали предложения В. В. Пути­на с точки зрения ограничения демократии в России и, следовательно, возможной угрозы со стороны России в международных отношениях. Ниже приведено несколько основных критериев анализа целевой аудитории публичной речи [5]. Эти критерии разработаны для наиболее I простой ситуации, когда целевая аудитория ограничена теми людьми, которые находятся в зале во время выступления, но те же позиции оценки В частично применимы и к другим ситуациям общения:

1) численность и степень единства;

2) эмоциональное состояние;

3) компетентность в обсуждаемых вопросах;

4) социально-демографические характеристики;

5) отношение к предмету речи;

6) отношение к оратору.