I АНАЛИЗ РЕЧЕВОЙ СИТУАЦИИ
Исследование речевой ситуации включает анализ целевой аудитории, времени, места и повода речи. В зависимости от того, соответствует ли речь условиям общения, она признается уместной или неуместной, а уместность, в свою очередь, во многом определяет степень влияния речи.
Целевая аудитория — группа лиц, на которых направлено речевое воздействие. Не все люди, находящиеся в зале во время выступления, входят в целевую аудиторию. Например, когда декан выступает на дне открытых дверей факультета, в зале присутствуют абитуриенты, их родители, студенты и преподаватели факультета, а также технический персонал, но речь декана нацелена преимущественно на две категории слушателей: абитуриентов и их родителей.
Но одно выступление может быть адресовано сразу нескольким целевым аудиториям. Например, когда В. В. Путин 13 сентября 2004 г. обнародовал меры борьбы с терроризмом, первой целевой аудиторией были члены российского Правительства и главы регионов, присутствовавшие на расширенном заседании Правительства, где выступал Президент. Второй целевой аудиторией была российская общественность, ведь лю-
и бое выступление главы государства, в конечном счете, адресовано всем гражданам, особенно если оно транслируется по телевидению, как выс-тупление 13 сентября. Третья целевая аудитория — это депутаты Госу-дарственной Думы, которым предстояло обсудить предложения Прези-дента и воплотить их в конкретных законодательных актах. Четвертая «елевая аудитория — международная общественность и руководители иностранных государств, которые оценивали предложения В. В. Путина с точки зрения ограничения демократии в России и, следовательно, возможной угрозы со стороны России в международных отношениях. Ниже приведено несколько основных критериев анализа целевой аудитории публичной речи [5]. Эти критерии разработаны для наиболее I простой ситуации, когда целевая аудитория ограничена теми людьми, которые находятся в зале во время выступления, но те же позиции оценки В частично применимы и к другим ситуациям общения:
1) численность и степень единства;
2) эмоциональное состояние;
3) компетентность в обсуждаемых вопросах;
4) социально-демографические характеристики;
5) отношение к предмету речи;
6) отношение к оратору.