БЕЗ ДУРАКОВ

Теперь можно было возвращаться к «нетленке». Ра­ботал Гэлбрейт с размахом, брал отпуск в Гарварде, от­правлялся в Швейцарию и творил на свежем горном воздухе. Мысли о бедности сразу приобретали величе­ственные формы.

«Новое индустриальное общество» стало трудом, в ко­тором уже не просто констатируются неосознаваемые ши­рокими слоями населения факты. В этой книге Гэлбрейт строит целостную теорию. По сути дела все последующие теории постиндустриального, технотронного, когнитивно­го обществ, а также общества массового потребления, все­общего благосостояния (благоденствия) и т.п. проистека­ют из этого пионерского исследования Гэлбрейта.

Он обнаружил совершенно новый механизм управ­ления корпорацией. То, что акционеры отдали власть менеджерам, было показано еще в 30-е гг. Гэлбрейт же развил теорию революции управляющих и сформулиро­вал странный, на первый взгляд, тезис: даже не высший менеджмент правит там бал, а техноструктура в целом.

Техноструктура — это все квалифицированные специа­листы корпорации сверху донизу. Все, кто обладает ка­ким-то знанием, не имеющимся ни у начальника, ни у коллеги из соседнего отдела.

Современное производство настолько сложно, что никто не способен охватить его целиком в своем созна­нии. Следовательно, любые решения готовятся и даже фактически принимаются специалистами низшего или среднего уровня. Высший менеджмент лишь утвержда­ет их. А если не утверждает данный конкретный проект, то все равно рано или поздно вынужден соглашаться с альтернативным проектом, подготовленным другой час­тью техноструктуры. Таким образом, управление в лю­бом случае оказывается процессом коллегиальным.

Раньше на общество практически всегда смотрели как на иерархическую структуру. Грубо говоря, по принципу «я — начальник, ты — дурак». Теперь же ока­залось, что мир второй половины ХХ столетия строится по принципу «дураков нет и все — начальники». Впос­ледствии, в 80-х гг., блестящий американский ученый Элвин Тоффлер в своих «Метаморфозах власти» про­анализировал с подобных позиций уже все общество, а не только крупную корпорацию.

Сразу после завершения «Нового индустриального общества» Гэлбрейт включился в борьбу против вьетнам­ской войны. А затем написал еще один роман, в котором, правда, любовные сцены были похожи на отчет о науч­ных опытах. Автор вычеркнул из романа все эти сцены, а заодно и все женские персонажи. Стало гораздо лучше.

На рубеже 60-70-х гг. он достиг пика своей творческой карьеры. Его книги вне зависимости от жанра расхватыва­лись как горячие пирожки и переводились на иностранные языки. Даже в СССР «Новое индустриальное общество» издали спустя всего лишь два года после появления книги в США. Ничего подобного в отношении «апологетов ка­питализма» у нас не было ни до ни после.