Сценарии активных форм обучения по дисциплине

Технологии образовательного процесса по дисциплине «Гражданский процесс» можно условно подразделить на две группы активных форм обучения. Первая группа включает технологии репродуктивно-алгоритмического характера, которые ориентированы на уровень усвоения основных алгоритмов правоприменительной и иной юридической деятельности. Такие технологии предполагают конспектирование и реферирование учебного материала, выступления с докладом в дискуссии, решение типовых правовых задач, участие в ролевых играх и т.п.

Вторая группа активных форм технологий обучения являются эвристическими. Данные технологии направлены на формирование у магистрантов опыта поисковой, эвристической деятельности. Среди названных технологий доминируют: проблемное обучение, игровое, реальное проектирование, разбор нетиповых правовых ситуаций и т.п.

Рассмотрим основные сценарии активных форм обучения по дисциплине.

Лекция – визуализация обеспечивает интеграцию зрительного и вербального восприятия информации, учит магистрантов преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, систематизируя и выделяя при этом наиболее существенные элементы содержания. Основная задача преподавателя - использовать такие формы наглядности, которые могут не только дополнять словесную информацию, но и сами являются носителями информации.

Методика проведения подобной лекции предполагает предварительную подготовку визуальных материалов в соответствии с ее содержанием. Подготовка лекции преподавателем состоит в том, чтобы изменить, переконструировать учебную информацию (всю или часть на его усмотрение, исходя из методической необходимости) по теме лекционного занятия в визуальную форму для представления студентам через технические средства обучения или вручную (схемы, рисунки, чертежи и т. п.).

Читая такую лекцию, преподаватель комментирует подготовленные наглядные материалы, стараясь полностью раскрыть тему (или подготовленный фрагмент) данной лекции. Представленная таким образом информация должна обеспечить систематизацию имеющихся у студентов знаний, создание проблемных ситуаций и возможности их разрешения, что является важным в познавательной и профессиональной деятельности.

Используются разные виды визуализации - натуральные, изобразительные, символические, каждый из которых или их сочетание выбирается в зависимости от содержания учебного материала. При переходе от текста к зрительной форме или от одного вида наглядности к другому может теряться некоторое количество информации. Но это является преимуществом, так как позволяет сконцентрировать внимание на наиболее важных аспектах и особенностях содержания лекции, способствовать его пониманию и усвоению.

К этой работе возможно привлечение и студентов (например, поручить некоторым из них подготовить наглядные материалы по разделам темы занятий, которые потом совместно с преподавателем прокомментировать на лекции). В таком случае у магистрантов будут формироваться соответствующие умения, развиваться высокий уровень активности, воспитываться личностное отношение к содержанию обучения.

В лекции-визуализации важна определенная наглядная логика и ритм подачи учебного материала. Здесь важны и дозировка использования материала, и мастерство преподавателя, и его стиль общения с обучающимися.

Этот вид лекции лучше, всего использовать на этапе введения магистрантов в новый раздел, тему, дисциплину.

Проблемная лекция – это лекция, опирающаяся на логику последовательно моделируемых проблемных ситуаций путем постановки проблемных вопросов или предъявления проблемных задач. С помощью проблемной ситуации создается сложная противоречивая обстановка, которая требует активной познавательной деятельности обучаемых для её правильной оценки и разрешения.

Проблемная лекция обеспечивает достижение трех основных дидактических целей: усвоение студентами теоретических знаний; развитие теоретического мышления; формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста.

Лекция - пресс-конференция. Форма проведения такой лекций напоминает классическую (традиционную) пресс-конференцию, но имеет некоторые отличительные черты.

В начале занятия преподаватель называет тему лекции и просит магистрантов письменно за-давать ему вопросы по данной теме. Каждый магистрант должен в течение 2-3 минут сформулировать наиболее интересующие его вопросы по теме лекции, написать их на листке бумаги и передать записку преподавателю. Преподаватель в течение 3-5 минут сортирует вопросы по их смысловому содержанию и начинает читать лекцию. Изложение материала преподносится в виде связного раскрытия темы, а не как ответ на каждый заданный вопрос, но в процессе лекции формулируются соответствующие ответы. В завершение лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов, выявляя знания и интересы студентов.

Участвуя в лекции пресс-конференции, студенты отрабатывают умение задавать вопросы и отвечать на них, выходить из трудных коммуникативных ситуаций, формируют навыки доказательства и опровержения.

Лекцию пресс-конференцию можно проводить в начале изучения темы или раздела, в середине и в конце.

В начале изучения темы основная цель лекции - выявление круга интересов и потребностей студентов, степени их подготовленности к работе, отношения к предмету. С помощью лекции пресс-конференции преподаватель может составить представление об аудитории слушателей - ее ожиданий, возможностей.

Лекция-пресс-конференция в середине темы или курса ставит задачу привлечения внимания студентов к главным моментам содержания учебного предмета; уточнения представлений преподавателя о степени усвоения материала; систематизации знаний магистрантов, корректировки выбранной системы работы по курсу.

Основная цель лекции пресс-конференции в конце темы или раздела - подведение итогов лекционной работы, определение уровня усвоения магистрантами содержания разделов/тем дисципли-ы.

Лекцию такого рода можно провести и по окончании всего курса с целью обсуждения перспектив применения теоретических знаний на практике.

Лекция-беседа или диалог с аудиторией является наиболее распространенной и сравнительно простой формой активного вовлечения магистрантов в учебный процесс. Она предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией.

С целью привлечения к участию в беседе студентов в лекции-беседе можно использовать вопросы к аудитории. Вопросы, которые задает преподаватель в начале лекции и по ходу ее могут быть информационного или проблемного характера. Они предназначены для выяснения мнений и уровня осведомленности студентов по рассматриваемой теме, степени их готовности к усвоению последующего материала, а не для контроля. Вопросы можно адресовать как всей аудитории, так и кому-то конкретно. Они могут быть как простые, способные сосредоточить внимание на отдельных нюансах темы, так и проблемные. Студенты, продумывая ответ на заданный вопрос, получают возможность самостоятельно прийти к тем выводам и обобщениям, которые преподаватель должен был сообщить им в качестве новых знаний, либо понять глубину и важность обсуждаемой проблемы, что повышает интерес и степень восприятия материала.

Лекция-дискуссия. В отличие от лекции-беседы в данной технологии при изложении лекционного материала преподаватель использует ответы магистрантов на поставленные им вопросы, организует свободный обмен мнениями по разделам излагаемого материала.

Выбор вопросов для активизации студентов и темы для обсуждения составляется самим преподавателем в зависимости от конкретных дидактических задач, которые он ставит перед собой для данной аудитории. Можно предложить магистрантам проанализировать и обсудить конкретные ситуации, документы или другой информационный материал. По ходу лекции-дискуссии преподаватель приводит отдельные примеры в виде ситуаций или кратко сформулированных проблем и предлагает студентам коротко обсудить их. Затем делает краткий анализ, выводы и продолжает лекцию.

Лекция с применением техники обратной связи. Обратная связь в виде реакции аудитории на слова и действия преподавателя существовала всегда. Это помогает преподавателям умело оценить эту обратную связь и внести соответствующие коррективы в методику занятий.

Вопросы задаются и в начале, и в конце изложения каждого логического раздела лекции. Первый – для того, чтобы узнать, насколько магистранты осведомлены по излагаемой проблеме. Второй - для контроля качества усвоения материала.

Если аудитория в целом правильно отвечает на вводный вопрос, преподаватель излагает материал тезисно и переходит к следующему разделу лекции. Если же число правильных ответов ниже желаемого уровня, преподаватель читает подготовленную лекцию, в конце смыслового раздела задает новый (контрольный) вопрос. При неудовлетворительных результатах контрольного опроса преподаватель возвращается к уже прочитанному разделу, изменив при этом методику подачи материала.

Таким образом, в лекции с применением техники обратной связи процесс усвоения лекционного материала становится управляемым и максимально приближенным к уровню подготовленности и восприятия магистрантами данной конкретной темы занятия.

Семинарские занятия. Цель такой формы обучения – углубленное изучение дисциплины, закрепление пройденного материала, овладение методологией научного познания. Немаловажным преимуществом семинаров является и формирование навыков профессиональной дискуссии. Кроме того, на таких занятиях можно легко проследить, как усвоен материал, какие вопросы и возражения появились у аудитории. Увеличение доли практических занятий в образовательном процессе привело к тому, элементы семинарских занятий приобретают практическую направленность и отрабатываются, как правило, только в начальный период практических занятий.

В учебно-воспитательном процессе семинарские занятия выполняют многообразные задачи, в частности:

- стимулируют регулярное изучение программного материала, первоисточников научной литературы;

- закрепляют знания, полученные при прослушивании лекций и во время самостоятельной работы;

- обогащают знаниями благодаря выступлениям товарищей и преподавателя на занятии, корректируют ранее полученные знания;

- способствуют превращению знаний в твердые личные убеждения;

- прививают навыки устного выступления по теоретическим вопросам, приучают свободно оперировать понятиями и категориями;

- предоставляют возможность преподавателю систематически контролировать как самостоятельную работу магистрантов, так и свою работу.

По типам проведения занятий семинары можно подразделить на:

- развернутую беседу на основании плана, предложенного преподавателем;

- устный опрос магистрантов по вопросам плана семинара;

- заслушивание и обсуждение докладов (рефератов) обучающихся;

- обсуждение письменных рефератов, заранее подготовленных отдельными студентами и затем до семинара прочитанных всей группой;

- комментированное чтение и анализ юридических документов (литературы);

- теоретическую конференцию;

- семинар-коллоквиум;

- семинар-дискуссия.

Дискуссия на семинаре способствует глубокому и осмысленному усвоению учебного материала. Дискуссия - метод активного включения обучаемых в коллективный поиск истины, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса. Она требует от магистрантов напряженной самостоятельной работы, рождает у каждого из них потребность высказать собственную точку зрения, свое мнение по обсуждаемому вопросу. Дискуссия на семинаре возникает разными путями:

- непроизвольно, стихийно, как реакция на нестрогое изложение материала, ошибочную формулировку или неоднозначное понимание обсуждаемого вопроса участниками семинара;

- планируется и организуется преподавателем.

Дискуссия на семинаре должна быть доброжелательной и корректной. Ее участники должны проявлять принципиальность и последовательность в суждениях, ответственность за свое выступление, что выражается в научной весомости замечаний и контраргументов, содержательности выражаемой мысли, точности в определении понятий.

Семинар - развернутая беседа с обсуждением доклада, проводится на основе заранее разработанного плана, по вопросам которого готовится вся учебная группа. Основными компонентами такого занятия являются: вступительное слово преподавателя, доклад обучаемого, вопросы докладчику, выступления магистрантов по докладу и обсуждаемым вопросам, заключение преподавателя.

Развернутая беседа позволяет вовлечь в обсуждение проблем наибольшее число обучаемых. Главная задача преподавателя при проведении такого семинарского занятия состоит в использовании всех средств активизации: постановки хорошо продуманных, четко сформулированных дополнительных вопросов, умелой концентрации внимания на наиболее важных проблемах, умения обобщать и систематизировать высказываемые в выступлениях идеи, сопоставлять различные точки зрения, создавать обстановку свободного обмена мнениями. Данная форма семинара способствует выработке у обучаемых коммуникативных навыков.

Как правило, темы докладов разрабатываются преподавателем заранее и включаются в планы семинаров. Доклад носит характер краткого (15-20 мин.) аргументированного изложения одной из центральных проблем семинарского занятия. В ходе такого рода семинаров могут быть заслушаны фиксированные выступления по наиболее важным, но трудным вопросам, а также аннотации новых книг или научных статей, подготовленные по заданию преподавателя.

Семинар - обсуждение письменных рефератов. На занятии на обсуждение выносятся, как правило, 1-2 письменных реферата. Желательно, чтобы все магистранты учебной группы либо специально выделенные оппоненты познакомились заранее с рефератом, автор которых в течение 15-20 мин. излагает основное его содержание. После ответа на вопросы и выступления оппонентов развертывается дискуссия по проблемам, поднятым в работе. В конце занятия преподаватель оценивает содержание реферата, методику сообщения автора, а также выступления оппонентов и всех участников семинара.

Пресс-конференция является одной из разновидностей семинара - обсуждения докладов. По каждому вопросу плана семинара преподавателем назначается группа обучаемых (3-4 человека) в качестве экспертов. Они всесторонне изучают проблему и выделяют докладчика для изложения тезисов по ней. После первого доклада участники семинара задают вопросы, на которые отвечают докладчик и другие члены экспертной группы. Вопросы и ответы составляют центральную часть семинара. Как известно, способность поставить вопрос предполагает подготовленность по соответствующей теме. И чем основательнее подготовка, тем глубже и квалифицированнее задаются вопросы. На основе вопросов и ответов развертывается творческая дискуссия, итоги которой подводят сначала докладчик, а затем преподаватель. Аналогичным образом обсуждаются и другие вопросы плана семинарского занятия. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения темы, оценивает работу экспертных групп, определяет задачи самостоятельной работы.

Практические занятия. Целью практических занятий является формирование практических умений и навыков - учебных или профессиональных, необходимых в последующей деятельности. Практическое занятие предполагает выполнение магистрантами по заданию и под руководством преподавателя ряда практических работ. На занятиях развиваются интеллектуальные умения - аналитические, проектировочные, конструктивные. В качестве методов практического обучения профессиональной деятельности широко используются анализ и решение правовых ситуационных задач, ролевые имитационные игры.

Студенты должны приходить на практическое занятие, предварительно подготовившись к нему. Самостоятельность работы студентов при подготовке к практическому занятию и непосредственно на практическом занятии обеспечивается наличием методических указаний для каждого практического занятия, в которых указываются:

- тема занятия;

- цель занятия (зачем необходимо усваивать учебный материал данной темы);

- задачи занятия (конкретные компетенции, которые студент должен приобрести);

- учебные вопросы, разбираемые на занятии;

- методы проведения занятия, формы контроля и хронологическая карта занятия.

Как правило, структура практических занятий состоит из вступления преподавателя; ответов на вопросы магистрантов по неясному материалу; практической части как плановой и заключительного слова преподавателя.

Цель занятий должна быть ясной и понятной магистрантам. Главное в организации практических занятий это правильное распределение легких и трудных задач, чтобы магистранты постоянно ощущали нарастание сложности выполняемых заданий. Большое значение имеют индивидуальный подход. Студенты должны получить возможность раскрыть и проявить свои способности, свой личностный потенциал. Поэтому при разработке заданий и плана занятий преподаватель должен учитывать уровень подготовки и интересы каждого магистранта группы, выступая в роли консультанта и не подавляя самостоятельности и инициативы магистрантов.

Комплексное занятие теоретико-прикладного типа – это особая организационная форма аудиторной работы, которая соединяет в себе теоретический и практический компонент. Оно строится на основе поиска познавательно-прикладных, практических сведений, новых инструментальных знаний о способах профессиональной деятельности. Комплексное занятие сочетает в себе теоретический и практический этапы работы. Оно дает возможность руководителю занятия ускорить процесс осознания слушателями теоретического материала и формирования у них практических умений, так как эти этапы работы не разорваны по времени и осуществляются под руководством преподавателя. В настоящее время комплексные занятия стали основной формой активных форм обучения студентов.

Комплексные занятия обладают тем преимуществом, что слушатели имеют возможность без разрыва во времени и получить знания, и осмыслить их, и применить эти знания к практическим действиям.

В зависимости от категории обучаемых, места темы в учебно-тематическом (тематическом) плане, предусмотренных программой и методическими указаниями требований к подготовленности слушателя к тем или иным действиям, возможно различное сочетание теоретического и практического компонентов в данной форме занятий.

Как правило, комплексные занятия в учебно-тематических (тематических) планах предусмотрены по тем темам, которые вынесены на самостоятельное изучение магистрантов, требуют от них выполнения определенных действий на основе некоторых теоретических знаний. Первая часть занятий носит характер подготовительной. В рамках теоретического блока слушателям предлагается осмыслить понятия и категории, без которых невозможно понимание сути и техники выполнения практических действий.

Существует два метода проведения комплексных занятий. Первый метод – последовательных действий. В этом случае первая часть занятия представляет собой классическую лекцию. Вторая часть – практическое занятие. Преподаватель периодически возвращается к лекционному материалу и на его основе строит модель профессионального действия.

Второй метод – параллельное действие. Преподаватель вводит фрагмент теории, закрепляет его на практике, затем следующий фрагмент – закрепление и т.д.

Комплексное занятие должен содержать задание на самостоятельную работу на последующий этап, тестовые задания на самопроверку, задания на закрепление умений, сформированных на занятии.

В силу особенностей данного вида занятия комплект учебно-методических материалов к комплексному занятию должен включать в себя:

1. Теоретические материалы по теме (в объеме теоретической части или больше), позволяющие слушателям ознакомиться с сущностью вопросов, обсуждаемых во второй части занятия.

2. Вопросы, выносимые на обсуждение в теоретической части занятия.

3. Ссылки на дополнительный теоретический материал, который позволит слушателям более глубоко изучить рассматриваемые вопросы в ходе самостоятельной подготовки.

4. Тексты ситуаций для анализа, заданий, задач и т.п., рассматриваемых в практической части занятия. Практическую часть рекомендуется проводить с использованием деловых ситуаций для анализа (case-study method) и других активных методов обучения.

5. Список литературы с указанием конкретных страниц, необходимый для целенаправленного изучения слушателями в ходе последующей самостоятельной работы.

6. Методические указания для слушателей по освоению учебного содержания темы.

В формировании компетенций (или компонентов компетенций) важную роль играют технологии и методы, которые имитируют правоприменительную, правоохранительную и иную профессиональную юридическую деятельность. Это будет происходить за счет применения та-ких интенсивных инновационных методов обучения, как проблемное обучение, проектная деятельность, групповые обсуждения (дискуссии, диспуты, дебаты), обучение с использованием компьютерных обучающих программ, деловые и ролевые игры, тренинги, мозговой штурм, видеоанализ, баскет – метод и т.д.

«Мозговой штурм» или «Мозговая атака» (англ. Brainstorming) - один из наиболее часто используемых методов стимулирования творческой активности, позволяющий найти решение какой-либо сложной проблемы. Основной принцип мозгового штурма заключается в том, что никто не должен высказывать оценку или критику в адрес любой идеи, возникшей в ходе обсуждения. Метод мозгового штурма представляется как средство стимулирования интеллектуальных творческих способностей, при котором участникам работы предлагается высказывать как можно больше вариантов правового решения.

Студенты разбиваются преподавателем на две группы: на тех, кто должен предложить новые варианты решения нужной задачи - «генераторов идей», и членов комиссии, которые будут обрабатывать предложенные материалы - «критиков». Задача «генераторов» состоит в том, чтобы набросать как можно больше предложений, идей относительно возможностей решения обсуждаемой проблемы. Идеи могут быть любыми, неаргументированными и даже фантастическими. Задача «критиков» – выбрать из предложенных идей лучшие.

Процедура проведения занятий по методу «мозгового штурма» состоит из следующих этапов:

1. Формулирование проблемы, которую необходимо решить, обоснование задачи для поиска решения. Определение условий групповой работы, знакомство с правилами поведения в процессе «мозгового штурма». Формирование рабочих групп по 5-7 человек и отдельно эксперт-ной группы «критиков», в обязанности которой на следующем этапе будут входить разработка критериев, оценка и отбор лучших из выдвинутых идей.

2. Разминочная сессия, т.е. упражнения на быстрый поиск ответов на вопросы. Задача этого этапа – помочь участникам максимально освободиться от воздействия психологических барьеров (неловкости, стеснительности, замкнутости, скованности и пр.).

3. Рабочая сессия, т.е. сам «штурм» поставленной проблемы. Еще раз уточняются задачи, напоминаются правила поведения в ходе работы. Генерирование идей начинается по сигналу руководителя во всех рабочих группах. К каждой группе прикрепляется один эксперт, в задачу которого входит фиксирование на доске или большом листе бумаге все выдвигаемые идеи.

4. Экспертиза – оценка собранных идей и отбор лучших из них в группе «критиков» на основе разработанных ими критериев. Рабочие группы в это время отдыхают.

5. Подведение итогов - общее обсуждение результатов работы групп, представление лучших идей, их обоснование и публичная защита. Принятие общего группового решения, его фиксация.

Баскет-метод (разбор правовой документации) - метод обучения, который предполагает выполнение студентами роли судей, иных участников гражданского процесса, которым нужно разобрать накопившиеся запросы, жалобы, и пр. и по каждому принять решение. Он основан на работе с документами и бумагами, относящимися к повседневной деятельности какого-либо учреждения.

Это своеобразный тип деловой игры и методика проведения такого занятия предполагает несколько этапов. В начале занятия преподаватель каждому студенту описывает роль, которую тот должен сыграть, а именно: сферу ответственности, должностную инструкцию, общий контекст и пр. Затем студентам предоставляют материалы, по каждому из которых они должны принять решение в течение определенного срока: ответить или проигнорировать, что именно, как и в каком порядке ответить. В заключении занятия преподаватель проводит завершающую беседу со студентами, анализируя правильность решения поставленных перед ними задач.

Особенность метода состоит в том, что студент получает весь объем документов единовременно (структурированных или в беспорядке), и вынужден для принятия решений пообщаться со множеством людей, чтобы собрать нужную информацию. Его цель - занять позицию человека, ответственного за работу с «документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает. В папке могут находиться письма от сторонних организаций, служебные записки от руководителей смежных или подчиненных подразделений, от специалистов; исходящие письма, подготовленные на подпись; докладные и даже документы частного характера, не относящиеся к делу или выходящие за пределы компетенции данного руководителя.

Метод проектов. Проектная деятельность обучающихся среди современных педагогических технологий является наиболее адекватной поставленным целям образования – формированию ключевых компетенций. Метод проектов можно рассматривать как одну из личностно ориентированных развивающих технологий, в основу которой положена идея развития познавательных навыков учащихся, творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Работа над проектом нацелена на всестороннее и систематическое исследование проблемы и предполагает получение практического результата – образовательного продукта. Продуктом может быть подготовка докладов, рефератов, видеопрезентаций, статей, проектов нормативных правовых актов, различных юридических документов, web-сайтов, проведение статистических, аналитических, социологических исследований и других видов творческой деятельности. В процессе выполнения проекта обучающиеся используют не только учебную, но и учебно-методическую, научную, справочную литературу. Роль обучающего сводится к наблюдению, консультированию и направлению процесса анализа результатов в случае необходимости.

В ходе выполнения проекта обучающийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс. При этом происходит как закрепление имеющихся знаний по предмету, так и получение новых знаний. Кроме того, формируются надпредметные компетенции: исследовательские (поисковые), коммуникативные, организационно-управленческие, ре-флексивные, умения и навыки работы в команде и др.

Дискуссия – технология, рекомендуемая для формирования компетенций, позволяющих магистранту стать субъектом межличностных отношений в коллективе. Приемы введения в дискуссию:

- описание конкретного случая из жизни;

- использование текущих новостей;

- ролевая игра;

- демонстрация кинофильма;

- инсценировка, ролевое разыгрывание какого-либо эпизода;

- магнитофонные записи;

- стимулирующие вопросы – особенно вопросы типа: что? как? почему? что произошло, если бы…?

Для эффективного проведения дискуссии необходимо предпринять ряд последовательных шагов:

1. Распределить роли-функции в дискуссионной группе (ведущий (организатор), , следователь, юрисконсультант, адвокат, судья, аналитик, свидетель, потерпевший и т.п.).

2. Определить порядок работы при обсуждении проблемы в дискуссионных группах (постановка проблемы; разбивка участников на группы, распределение ролей в малых группах, пояснение руководителя о том, каково ожидаемое участие участников в дискуссии; обсуждение проблем в малых группах; представление результатов обсуждения перед всем коллективом; продолжение обсуждения и поведение итогов).

Ролевая игра – одна из наиболее эффективных активных форм учебного процесса, развивающая навыки свободного владения и оперативного комбинирования накопленными теоретическими и прикладными знаниями, практическим опытом и жизненными ценностными установками.

Цель ролевой игры – проявить имеющиеся знания, показать умение пользоваться ими, получить навыки уяснения комплексных проблем и выработки подходов к их решению.

В ролевой игре все участники исполняют различные юридические роли. Занятие строится в стиле учебного спектакля, сценарием которого являются представления обучающихся о реализации определенного юридического действия.

Студенты разбиваются на ролевые группы, каждая из которых готовит короткий (до 10 минут) устный доклад для дискуссии. Эффект работы намного выше, если группа готовит письменный документ о своей позиции. Доклад составляется в произвольной форме. На занятии проводятся дебаты с целью составления согласованного документа.

Кейс-метод. Кейс-метод – это описание ситуации, действительных событий, имевших место в процессе профессиональной деятельности в словах, цифрах и образах, в которых надо предложить варианты действий. В данной технологии учебный материал подается магистрантам в виде проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой работы.

Различают три типа кейсов:

• практические кейсы, отражающие реальные жизненные ситуации;

• обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение;

• научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.

В образовательном процессе могут использоваться следующие виды кейсов.

Кейсы-случаи. Это очень краткие кейсы, описывающие один случай. Кейсы этого типа могут использоваться во время лекции или урока для демонстрации того или иного понятия или как тема для обсуждения. Их можно быстро прочитать, и обычно они не требуют от магистрантов специальной подготовки до начала занятий.

Вспомогательные кейсы. Основная цель такого кейса – передать информацию. Это интереснее, чем традиционное чтение или изучение раздаточного материала. Студенты гораздо лучше воспринимают информацию, представленную в виде кейса, чем если бы она была в без-личном документе.

Кейсы-упражнения. Такие кейсы дают студентам возможность применить определенные приемы и широко использовать материал кейсов, когда необходим количественный анализ. Манипулировать цифрами в контексте реальной ситуации гораздо интереснее, чем делать про-стые упражнения.

Кейсы-примеры. Студентам необходимо проанализировать информацию из кейса и выявить наиболее важные связи между различными составляющими. Обычно перед студентами здесь встают следующие вопросы: дать правовую оценку сложившейся ситуации, определить правовую квалификацию событию, какие юридические процессуальные действия необходимо предпринять обучаемому в зависимости от выполняемой роли, подготовить проект юридического документа и т.п.

Комплексные кейсы. Такие кейсы описывают ситуации, где значимые аспекты спрятаны в большом количестве информации, большая часть которой несущественная. Задача студента – отделить важные аспекты от мало значимых и не отвлекать на них внимания. Сложность может состоять в том, что выделенные аспекты могут быть взаимосвязаны.

Кейсы-решения. Эти кейсы – сложнее. Студентам необходимо решить, что они будут делать в сложившихся обстоятельствах, и сформулировать план действий. Для этого необходимо разработать ряд обоснованных подходов и потренироваться в выборе подхода, который больше всего нацелен на успех.

С помощью технологии case-study студент учится:

- видеть проблемы

- анализировать профессиональные ситуации

- оценивать альтернативы возможных решений

- выбирать оптимальный вариант решения

- составлять план его осуществления

- развивать мотивацию

- развивать коммуникационные навыки и умения.

 

4. Конкретные задания и краткие рекомендации по самостоятельной подготовке студентов к проведению активной формы обучения

 

№ №/ п/п Наименование модулей дисциплины Задания по самостоятельной подготовке студентов к проведению активной формы обучения
1. Модуль 1. Общая часть гражданского процессуального права.   1. Изучать темы лекции
2. Выполнять задания (по планам практических занятий)
3. Решать задачи (по плану практических занятий
4. Подготовиться к тестированию по модулю
5. Подготовить рефераты и презентации по темам модуля
6. Выполнять творческие задания (презентации по теме, 10 тестов по теме)
7. Разрабатывать письменные доклады и готовиться к дискуссии по темам докладов
8. Принять участие в деловой игре
2.     Модуль 2. Особенная часть гражданского процесса. 1. Изучать темы лекции
2. Выполнять задания (по планам практических занятий)
3. Решать задачи (по плану практических занятий
4. Подготовиться к тестированию по модулю
5. Подготовить рефераты и презентации по темам модуля
6. Выполнять творческие задания (презентации по теме, 10 тестов по теме)
7. Разрабатывать письменные доклады и готовиться к дискуссии по темам докладов
8. Принять участие в деловой игре
3.     Модуль 3. Специальная часть гражданского процесса   1. Изучать темы лекции
2. Выполнять задания (по планам практических занятий)
3. Решать задачи (по плану практических занятий
4. Подготовиться к тестированию по модулю
5. Подготовить рефераты и презентации по темам модуля
6. Выполнять творческие задания (презентации по теме, 10 тестов по теме)
7. Разрабатывать письменные доклады и готовиться к дискуссии по темам докладов
8. Принять участие в деловой игре