Конкретные задания и краткая методика их выполнения

 

Приступая к самостоятельной подготовке, стунетам следует учитывать, что изучение дисциплины должно быть последовательным, регулярным и соответствовать логике построения учебной программы. Освоение дисциплины сопровождается глубоким изучением значительного количества нормативных правовых актов и материалов судебной практики.

Самостоятельная работа студентов по учебной дисциплине направлена на усвоение новых знаний, углубление и повторение ранее приобретенных знаний с целью их обобщения и систематизации; формирование практических умений и владений по дисциплине и профессиональных компетенций; практическое применение знаний, умений, владений с целью углубления, расширения, обобщения и систематизации знаний, а также совершенствования практических умений.

Основными формами самостоятельной работы магистранта являются:

изучение тем учебной программы и составление конспектов изученного учебного материала в виде основных положений, выписок, цитат; определений, понятий, формулировок; вопросов и кратких ответов на них.

графическое представление изученного учебного материала в форме: классификационных, технологических, инструктивных, логических и других схем, диаграмм (линейных, столбиковых, круговых, фигурных, комбинированных);

подготовка на основе изучения учебного материала: реферата, обзора с использованием литературы, научного доклада, презентаций;

составление ответов на вопросы различных типов по изученному материалу: на воспроизведение учебного материала; на выявление причинно-следственных связей явлений, событий, процессов; решение или составление кроссвордов, требующих знаний учебного материала отдельных тем, разделов или дисциплины в целом;

выполнение или разработка заданий тестов, программ и анкет для социологического опроса и др.;

установление факторов, влияющих на то или иное явление, процесс, событие и т.д.;

анализ достоверности, доступности, достаточности, системности, доказательности материала в разных источниках (учебник, учебное пособие, опубликованные лекции, статьи и т. д.) с целью развития аналитического мышления;

решение практических задач;

изучение и конспектирование учебных тем;

подготовка к тестированию по каждому модулю учебной программы;

выполнение творческих заданий по отдельным темам курса (разработка тестов, видеопрезентаций, составление аналитических документов по материалам гражданских дел, составление реферативных сообщений, поиск и обработка правовой информации в сети Интернет и т.п.);

подготовка проектов юридических документов (исков, информационных запросов, судебных решений, протоколов, правовых актов и т.п.);

участие в организации и проведении ролевой и (или) деловой игры по теме «Участники гражданского процесса», «Судебное разбирательство в гражданском процессе», «Третейское разбирательство»;

подготовка к рубежному контролю – тестированию по дисциплине (модулю);

подготовка к текущей аттестации;

участие в работе научного кружка;

участие в научно-практических конференциях;

подготовка курсовой работы;

подготовка к промежуточной аттестации по дисциплине – экзамену.

Методика самостоятельной работы разъясняется преподавателем на первом занятии и в последующем может уточняться с учетом индивидуальных особенностей студентов. Время и место самостоятельной работы (аудитории Университета, библиотеки и др.) выбираются студентами по своему усмотрению с учетом рекомендаций преподавателя.

Самостоятельную работу над дисциплиной необходимо начинать с ознакомления с содержанием рабочей учебной программы и уяснения учебно-тематических планов проведения лекционных и практических занятий. Рабочая учебная программа содержит основные требования к компетенциям, знаниям, умениям и навыкам обучаемых, которые необходимо сформировать в процессе самостоятельной работы. К изучению отдельных разделов и тем следует приступать в порядке, предусмотренном рабочей программой и учебно-тематическим планом проведения лекционных и практических занятий по дисциплине.

Получив представление об основном содержании темы, необходимо изучить материал с помощью учебника. Целесообразно составить краткий конспект или схему, отображающую смысл и связи основных понятий данного раздела, включенных в него тем. Затем, как показывает опыт, полезно изучить выдержки из первоисточников – нормативных правовых актов, работ выдающихся правоведов.

Для прочного освоения дисциплины необходима постоянная работа с рекомендованной литературой (учебниками, учебными пособиями и др.) и нормативными правовыми актами.

Весь указанный в программе учебный материал подлежит тщательному изучению. При этом необходимо добиться полного и сознательного усвоения теоретических основ курса, закрепить знания положений нормативных правовых актов, научиться применять их к решению практических задач.

При непосредственном изучении материала учебника, учебного пособия или иного источника, рекомендуемого в списке рекомендованной литературы, следует не торопиться, стараться понять смысл каждой фразы. Сосредоточить внимание на непонятных местах. Помимо основной литературы следует использовать дополнительную литературу.

Учебно-методические, теоретические и воспитательные цели в ходе изучения дисциплины достигаются путем подкрепления теоретических положений приемами реальной практической работы. В процессе самостоятельной подготовки студент должен правильно ориентироваться в большом массиве законодательства, быстро находить нужные правовые акты, осуществлять их сравнительную оценку, учитывать изменения и дополнения, внесенные в них на различных этапах исторического развития. Такие навыки и умения прививаются в ходе отрабатываемых обучаемым индивидуальных заданий в процессе их самостоятельной подготовки к лекционным и практическим занятиям. Эффективность обучения достигается также путем подготовки обучаемыми реферативных сообщений с последующим их заслушиванием на занятиях, выступлений с научными сообщениями на заседаниях студенческого научного общества.

Индивидуализация обучения связана с развитием познавательных процессов, способностей и активности обучаемых. Это достигается решением студентами сложных практических задач, включением в занятия элементов ролевых ситуаций, постановкой активизирующих вопросов, показом наиболее часто встречающихся ошибок в правоприменительной практике и их анализом, характеристикой различных точек зрения по спорным вопросам юридической теории и практики, ориентацией обучаемых на выработку собственного мнения и умение его отстаивать, аргументировать выдвигаемые теоретические положения и выводы.

Завершив теоретическую подготовку, следует изучить судебную практику по рассматриваемым вопросам. В этом очень помогает работа со справочными правовыми системами (например, СПС – Гарант, Консультант-ПЛЮС), в которых с помощью тематического поиска несложно подобрать судебные решения по рассматриваемому вопросу, принятые в различных субъектах Российской Федерации. Особенно важно тщательно изучить постановления Высших судебных инстанций.

В процессе преподавания дисциплины предусматривается научить будущего юриста правильно ориентироваться в большом массиве законодательства, быстро находить нужный правовой акт, учитывать изменения и дополнения, внесенные в него. Такие навыки и умения прививаются в ходе отрабатываемых обучаемым индивидуальных заданий в процессе их самостоятельной подготовки к лекционным и практическим занятиям. Эффективность обучения достигается также путем подготовки обучаемыми реферативных сообщений с последующим их заслушиванием на занятиях, выступлений с научными сообщениями на заседаниях студенческого научного общества.

Хотя законодательство в области гражданского процессуального права кодифицировано, оно постоянно насыщается путем выхода новых федеральных законов. Быстрые изменения правовых актов требуют от каждого студента самому фиксировать развитие нормативной базы. В связи с этим рекомендуется регулярно просматривать правовые журналы («Российская юстиция», «Закон», «Бюллетень Верховного Суда РФ», «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации», «Собрание законодательства Российской Федерации»), а также «Российскую газету».

В ходе самостоятельной работы обучаемые обязаны пользоваться соответствующими техническими средствами и дидактическими материалами к ним (графики, диаграммы, демонстрационные схемы и т.п.). Наименования конкретных дидактических материалов и порядок их использования при изучении вопросов дисциплины указываются преподавателями в ходе лекций и консультаций.

Консультации являются одной из форм руководства работой студентов и оказания им помощи в самостоятельном изучении учебного материала. Они проводятся регулярно и носят обычно индивидуальный или групповой характер. Групповые консультации организуются в период подготовки к зачету, перед практическими занятиями и деловыми играми. На консультациях обучаемым оказывается помощь в подготовке докладов, рефератов, в планировании собственных изысканий в рамках изучения содержания учебной дисциплины, в уяснении сложных вопросов теории и практики.

В соответствии с учебно - тематическим планом по наиболее важным вопросам предусматриваются индивидуальные собеседования с обучаемыми, проводятся дополнительные индивидуальные занятия со слабоуспевающими, осуществляется методическое руководство подготовкой курсовых и дипломных работ.

В ходе учебных занятий и в часы самостоятельной подготовки студентов проводится демонстрация различных видеоматериалов: художественных и документальных фильмов, записей телепередач на соответствующие темы, съемок различных следственных действий и т.п.

Посредством проектора осуществляется демонстрация различного рода наглядного материала (схемы, графики, таблицы, фотоматериалы), позволяющего более глубоко изучать соответствующий материал.

Для обеспечения формирования компетенций обучаемых организуются экскурсии в различные правоохранительные органы (суд, адвокатура, третейский суд, Управление судебного департамента при ВС РФ) с целью непосредственного ознакомления с деятельностью этих органов, с историей их возникновения и развития.

Результативность освоения учебного материала обеспечивается эффективной системой контроля и включает: обсуждение вопросов на семинарских занятиях, индивидуальные беседы с обучаемыми, проверку конспектов лекций и индивидуальных заданий, тестовые задания, контрольные работы, зачет.

Конкретные задания по самостоятельной работе студентов в соответствии с наименованием темы учебной дисциплины прилагаются в таблице:

 

№ темы Наименование темы задание Форма отчетности
Гражданский процесс, гражданское процессуальное право и процессуальная наука Составить схему «Источники ГПП», подготовить доклады о практике применения норм международного права в гражданском процессе. Схема, защита докладов на семинаре
Принципы ГПП. Составить таблицу «Принципы ГПП: виды и содержание», подготовка докладов о проблемах реализации принципов ГПП, о принципе объективной истины в гражданском процессе. Таблица, защита докладов на семинаре
Гражданские процесс. Правоотношения и их субъекты Ставить схему «Структура гражданских процессуальных отношений», составить таблицу «Юридические факты в ГПП», привести соответствующие примеры, составить схему «Субъекты гражданских процессуальных отношений». Схемы, таблицы
Подведомственность гражданских дел. Составить схему «Виды подведомственности в ГПП», привести примеры различных видов подведомственности. Схема
Подсудность гражданских дел Составить схему «Виды подсудности в ГПП», привести примеры различных видов подсудности. Схема
Особенности процессуального положения сторон и третьих лиц в гр. процессе. Подготовить доклады об особенностях процессуального положения сторон и третьих лиц в гр. процессе с использованием судебной практики. Защита докладов на семинаре
Участие в гр. процессе прокурора, гос. органов и органов местного самоуправления, организаций, их объединений и отдельных граждан, защищающих права и интересы др. лиц. Подготовить доклады об участии в гр. процессе прокурора, гос. органов и органов местного самоуправления, организаций, их объединений и отдельных граждан, защищающих права и интересы др. лиц с использованием судебной практики. Защита докладов на семинаре
Представительство в суде. Составить схему «Виды представительства в гражданском процессе». Схема
Процессуальные сроки. Судебные расходы и штрафы. Составить схему «Виды процессуальных сроков», составить схему «Виды судебных расходов», подготовить обзор судебной практики. Схемы, защита докладов на семинаре
Понятие, элементы и классификация исков. Составить таблицу «Элементы иска», раскрывающую суть элементов исков, классифицированных по процессуальной цели, составить схему «Виды исков», подготовка докладов на тему «Групповые иски», «Косвенные иски». Таблица, схема, защита докладов на семинаре
Способы распоряжения и обеспечения иска. Проанализировать судебную практику по вопросам изменения иска, заключения мирового соглашения, обеспечения иска. Защита докладов на семинарском занятии.
Судебное доказывание и доказательства в гражданском процессе. Составить схему «Этапы судебного доказывания», составить схему «Виды доказательств». Схемы
Средства доказывания. Составьте таблицу «Средств доказывания», раскрывающую виды и характеристику отдельных средств доказывания. Подготовка докладов об особенностях и проблемам использования в гражданском судопроизводстве различных средств доказывания, в том числе письменных электронных документов. Таблица, защита докладов на семинарском занятии
Бремя доказывания. Оценка доказательств. Подготовка докладов по материалам хрестоматии по гражданскому процессу, реферирование научных статей. Защита докладов и рефератов на семинарском занятии.
Возбуждение гражданского дела в суде. Составьте таблицу «Право на иск», раскрывающую позитивные и негативные предпосылки права на иск и реализации права на иск, а также последствия несоблюдения соответствующих правил (отсутствия позитивных или негативных предпосылок). Таблица
Подготовка и назначение дела к судебному разбирательству. Составить таблицу «Права и обязанности участников гражданского процесса при подготовке дела к судебному разбирательству. Таблица
Судебное разбирательство как стадия гр. процесса. Подготовка к проведению ролевой игры «Судебное разбирательство». Ролевая игра
Приостановление и прекращение дела. Протокол судебного заседания. Составить схему «Основания приостановления и прекращения производства по делу». Схема
Постановления суда первой инстанции. Составить таблицу «Структура судебного решения», написать проект судебного решения. Таблица, проект судебного решения
Заочное производство. Проанализировать судебную практику рассмотрения гражданских дел в заочном производстве. Защита доклада на семинаре.
Приказное производство. Составить схему «Основания для выдачи судебного приказа», подготовка доклада о конкуренции судебных органов и органов нотариата по защите прав граждан. Схема, защита доклада на семинаре.
Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений. Проанализировать постановления Конституционного суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ по вопросам применения норм ГПК, регулирующих производство по делам, возникающим из публичных правоотношений. Защита доклада на семинаре.
Понятие особого производства. Установление фактов, имеющих юридическое значение. Подготовка докладов об особенностях различных видов особого судопроизводства. Защита доклада на семинаре.
Особое производство. Дела об определении правового положения граждан или имущества. Подготовка докладов об особенностях различных видов особого судопроизводства. Защита доклада на семинаре.
Кассационное производство. Составить таблицу «Основания для отмены судебных решений», анализ соответствующей судебной практики. Таблица, защита доклада на семинаре
Апелляционное производство. Подготовка доклада о мировых судьях (история данного института, нормативно-правовое регулирование в настоящее время), анализ судебной практики рассмотрения дел в апелляционной инстанции. Защита докладов на семинаре.
Надзорное производство. Подготовка докладов о проблемах правового регулирования надзорного производства, анализ судебной практики Европейского Суда по правам человека, содержащей выводы об эффективности надзорного производства. Защита докладов на семинаре.
Пересмотр судебных решений и определений по вновь открывшимся обстоятельствам. Реферирование научных статей. Защита рефератов на семинаре.
Исполнение решений суда Составить конспект «Основные правила исполнительного производства», подготовить доклады о проблемах исполнительно производства. Конспект, защита докладов на семинарском занятии.
Обращение взыскания на имущество должника. Подготовить доклады о проблемах обращения взыскания на имущество должника, проанализировать практику правового регулирования обращения взыскания на имущество должника в зарубежных странах, в том числе в отношении перечня имущества, не подлежащего взысканию. Защита докладов на семинарском занятии.
Международный гражданский процесс Подготовить доклады о правовом положении иностранцев и лиц без гражданства в гражданском процессе Защита докладов на семинарском занятии.
Третейское разбирательство гражданских дел   Нотариат.   Составить таблицу «Несудебные формы защиты прав: признаки, виды, содержание». Подготовка докладов. Таблица, защита доклада на семинаре
  Производство по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов. Подготовка докладов об особенностях производства по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов, анализ судебной практики. Защита докладов на семинаре.
Основы знаний об арбитражном процессе. Составить конспект, отражающий особенности арбитражного производства. Конспекты лекций, защита докладов во время практического занятия.