Права на средства индивидуализации.

Средства индивидуализации понятие, виды, характеристика.

ГК РФ в ст. 128 и в ст. 1225. Как объект гражданских прав средства индивидуализации обладают определенной спецификой. Поэтому данные объекты относятся к нематериальным.

Средства индивидуализации результатом творческого труда сами по себе не являются. Они приравниваются к РИДам. Обладают двойственной природой. У правообладателя всегда возникает исключительное право. Их функция отличить друг от друга субъектов, либо товары. Другая задача- краткая информация потребителя о производителе товара, либо о субъекте выполняющего работу, оказывающего услугу. Определенные свойства товара у средств индивидуализации присутствуют за исключением тех, которые являются не оборотоспособными ( фирменное наименование коммерческой организации, наименование места происхождения товара). Право использовать средства индивидуализации может быть передано другому лицу или лицам на основании договоров. В основном это наблюдается в отношении коммерческих обозначений, товарных знаков, знаков обслуживания, которые являются общеизвестными и их правообладатели на соответствующем товарном рынке имеют положительную деловую репутацию. Правообладатель предоставляет пользователю право использовать то или иное средство индивидуализации. Средства индивидуализации подразделяются на:

· Средства индивидуализирующие субъекта ( фирменное наименование и коммерческое обозначение);

· Средства индивидуализирующие деятельность( фирменные знаки, знаки обслуживания).

Фирменное наименование. Понятие, характеристика. ГК в гл. 76 называет два средства индивидуализации юридических лиц: фирменное наименование и коммерческое обозначение. Законодатель расположил их в разных местах и это два разных средства индивидуализации. Их функция- индивидуализация субъекта. Ст.1473, в данной статье как такового понятия не содержится. Фирменное наименование харатеризуется как название участника гражданского оборота, а именно коммерческой организации. Под фирменным наименованием юридическое лицо выступает в гражданском обороте и в суде. Ст. 1473 фирменное наименование коммерческой организации должно содержать указание на его организационно правовую форму и собственное наименование юридического лица. Отличительной особенностью является то, что какой- либо специальной регистрации фирменного наименования не требуется. В соответствии со ст. 1475 исключительное право на фирменное наименование возникает со дня государственной регистрации прекращается в момент исключения юридического лица из ЕГРЮ. По своей правовой природе, право на фирменное наименование является исключительным. Фирменное наименование не оборотоспособностью п. 2 ст. 1474: распоряжение исключительным правом на фирменное наименование. Коммерческая организация – правообладатель может использовать исключительное право различными способами. ГК устанавливает, что другие ЮЛ не могут использовать наименования полностью совпадающие, но и схожие до степени смешения. Фирменное наименование должно быть обязательно у коммерческой организации. В Отличие от иных средств индивидуализации, которые используются ЮЛ и ИП. Коммерческое обозначение отличается т фирменного наименования следующим:

1. Право на использование коммерческого обозначения обладают как коммерческие так и не коммерческие организации

2. Коммерческое обозначение используется его правообладателем для индивидуализации предприятий, то есть имущественного комплекса как объекта

3. В отличие от фирменного наименования, где ГК предписывает четкие требования к его содержанию. В отношении коммерческого обозначения субъекту предоставляется определенная свобода в отношении определения, что именно будет коммерческим обозначением.

Фирменное наименование полностью не оборотоспособно. А коммерческое наименование может быть передано другим юридическим лицам( договор коммерческой концессии).

Товарный знак (знак обслуживания): понятие, виды, характеристика. Исключительное право на товарный знак и знак обслуживания.

Товарные знаки имеют давнюю историю применения. Ст.1477 ГК. Как такового определения в данной статье не содержится. Под товарным знаком исходя из норм Парижской Конвенции, а также Мадридского соглашения « О международной регистрации знаков» понимается условное символическое обозначение, которое размещается на товарах, продукции, упаковке, сопроводительной документации или используется правообладателем иным образом, в том числе в рекламе. Товарный знак необходимо отличать от сведений об изготовителе товара, а также о качестве и свойстве товара. Товарный знак и знак обслуживания по своему назначению то есть как средство индивидуализации не различаются между собой. Товарные знаки используют те юридические лица, которые являются производителями товаров. Знак обслуживания используют лица, которые выполняют работы ли оказывают услуги. Товарный знак и знак обслуживания как и иные средства индивидуализации сами по себе РИДами не признаются. Соответственно авторов они не имеют. ГК устанавливает, что субъектами охраны товарных знаков:

· Юридические лица и ИП, которые производят товары, выполняют работы или оказывают услуги;

· Правопреемники указанных субъектов;

· Те субъекты, которым правообладатель на основании договора передал право на использование.

Как синонимичные используются понятия торговая марка. Право на использование в своей деятельности товарных знаков является правом, а не обязанностью. При этом для возникновения исключительного права необходимо соблюдение формальностей: подача заявки в РОСПАТЕНТ, формальная и экспертиза по существу, регистрация товарного знака в государственном реестре и выдача свидетельства на товарный знак, которым удостоверяется как приоритет товарного знака, так и исключительное право правообладателя. Для охраны по своему желанию правообладатель может использовать всемирно принятый знак охраны, он представляет собой латинскую букву R в окружности ( registreited) вместо него правообладатель может использовать такое обозначение как « зарегистрированный товарный знак). Таким образом, правообладатель оповещает всех третьих лиц о свое исключительном праве и не допустимости использования своего

обозначения другими лицами. ГК не устанавливает каких-либо жестких требований к содержанию товарного знака. Ст. 1482 устанавливает перечень определенных обозначений , которые могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков-примерный. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы символьные, изобразительные ( предметов, природных и иных объектов),объемные в виде объектов или фигур в трех измерениях, комбинированные в виде композиций элементов разного характера, звуковые, световые и другие.

При этом ст.1483 ГК называет основания для отказа в государственной регистрации товарного знака, в том числе здесь перечислены определенные запреты относительно того, что нельзя включать в товарный знак, прежде всего это государственная символика, установленные официальные и контрольные, гарантийные клейма, печати. Действует абсолютный запрет на введении в товарные знаки обозначения противоречащих принципу гуманности, морали, общественному порядку. В отношении товарных знаков допускается использование объектов, которые пользуются правовой охраной как РИДы или личные неимущественные права ( имя, псевдоним, изображение, произведение науки, культуры и искусства, промышленный образец, полезная модель). Данные объекты могу быть использованы как товарный знак или как составляющее товарного знака только с разрешения обладателя товарного знака. ГК выделяет такие классификации индивидуальный и коллективный товарный знак, обычный и общеизвестный товарные знаки). Индивидуальный товарный знак – исключительным право на который обладает определенный субъект). Коллективный- с едиными качественными и иными характеристиками, которые производятся и реализуются объединениями юридических лиц. В отличие от индивидуальных коллективные товарные знаки не могут быть переданы иным хозяйствующим субъектам, его могут использовать только те предприятия, которые входят в соответствующее объединение и производят определенные товары, которые обладают общими характеристиками. Обычный товарный знак- знак , который используется определенным субъектом, он не пользуется огромной известностью. ГК также как и Парижская Конвенция использует такой термин как общеизвестный товарный знак ( ст. 1508 ГК)- общепризнанные товарные знаки, охраняемые на территории РФ на основании регистрации в РОСПАТЕНТЕ и без регистрации в соответствии с международным договором РФ, а также обозначение используемое в качестве товарного знака, но е имеющее правовой охраны на территории РФ при условии, что это обозначение в результате интенсивного использования стали широко известны потребителю на территории РФ в отношении определенного товара. РОСПАТЕНТ решая предоставить правовую охрану товарному знаку как общеизвестному должен руководствоваться следующим: продолжительность и регион использования, продвижения этого знака, данные отражающие факт успешной реализации прав, ценность присущая товарному Знаку. По каждому конкретному обозначению РОСПАТЕНТ вносит решение руководствуясь всей совокупностью указанных факторов. Если РОСПАТЕНТ выносит положительное решение то товарный знак, который признан общеизвестным носится в перечень общеизвестных товарных знаков. Обычному товарному знаку правовая охрана предоставляется в течение 10 лет при этом правообладатель может продлять на 0 лет неограниченно.

Общеизвестным товарным знакам правовая охрана предоставляется бессрочно.

На стадии формальной экспертизы проверятся наличие необходимых документов и правильность их оформления. В пределах экспертизы о существу проверяется индивидуальность товарного знака. Устанавливается приоритет ( по дате подачи заявки). Безусловно ГК устанавливает льготные правила установления приоритета: конвенционный приоритет и выставочный. Конвенционный приоритет устанавливается о правилам для промышленных образцов, изобретений - по дате первоначальной заявке на товарный знак, которая была подана в одной из стран участниц Парижской Конвенции. Условие-подача заявки в РОСПАТЕНТ в течение 6 месяцев. Специальное правило - выставочный приоритет. Суть его в том, что субъект открыто демонстрировал товары с использование обозначения, которое он хочет зарегистрировать в качеств товарного знака на международных выставках, которые проводились в одной из стран участниц Парижской Конвенции. Заявитель может воспользоваться выставочным приоритетом в течение 6 месяцев. В период правовой охраны правообладатель обладает исключительным правом на товарный знак. Правообладатель в любое время может отказаться от дальнейшего использования обозначения , правовая охрана прекращается если правообладатель не использует товарный знак в своей деятельности в течение 3 дней подряд.

Наименование места происхождения товаров.ст.1516 –обозначение , которое отражает уникальные свойства товара характерные ля места его происхождения, то ест особые природные, производственные, трудовые условия либо людской фактор. Оно подлежит гос. регистрации, но правовая охрана обладает определенной спецификой. Заявка в РОСПАТЕНТ подается по общим правилам, но обязательным является заключении компетентного органа, который бы подтверждал уникальные свойства этого товара, которые отличают его от аналогичных товаров.