Композиционно-пространственное развитие крупного города Сибири (проблемы и их решение) (ГиЛА)

Крупные города формируются на транспортных путях.

Города имеют свой рельеф, климат, композицию, региональные особенности.Крупный город – это сложный организм.

Структура крупного города:

1) квартал (границы соседние улицы)

2)микрорайон (м\у магистральными улицами 20-25 Га)

3)район жилой (серия микрорайонов, объед. Общим основанием)

4) планировочный район

5) планировочная зона (для крупнейших городов)

6) Каркас и ткань города

7)Селитебная, промышленная, рекреационная территории

Каркас: арх-но пространственный и экологический.

 

Центр города имеет ядро(уникальные исторические объекты) и внешнюю зону (жилые и специальные объекты.

 

По организации город бывает: компактный (томск) и децентрализованный (Новокузнецк)

Зоны в структуре города: 1)центральная (3 км), 2)срединная (5 км), 3) периферийная (10км)

Более 10 км – пригородная зона.

Основные проблемы крупных городов имеются в области экологии, транспорта и функционального зонирования. Центростремительные тенденции, удовлетворяющие желанию инвесторов в ущерб окружающей среде.

Тезисы:

1) Крупный город вырастает из условий благоприятных климатических, социально-экологических, географических условий и представляет собой сложное градостроительное образование.

2) Рождение и развитие наиболее крупных поселений сибири было связано с формированием и развитием транспортных коммуникаций.

3)Природно-географические условия крупного сибирского города определяется крупными чертами природного ландшафта (крупная река, ярко выраженные террасы рельефа , лесные массивы и т. д.), суровый и резко-континентальный климат.

4) Функциональный план крупного города отличается более сложной иерархией структурных элементов: планировочных образований ( квартал, район и т д ) транспортных артерий, элементов системы городского центра.

5) Центр крупного города явл сосредоточением не только осн функций, в том числе обслуживающих, но и основных структурных элементов, формирующим ядро композиции городского плана, архитектурный облик крупного города. Пласты исторической ткани, памятники архитектуры, уникальные здания, парки, набережные, природный ландшафт – основное составляющее архитектурного облика города и его центра.

 

Композиционную основу центра составляет система композиционных осей. При этом две оси – ось реки и ось перпендикулярного ей основного планировочного направления являются основными осями композиции городского плана. Эти оси организуют завязку ядра центра города и вместе с системой дополнительных осей планировочных направлений, закрепляющих основные композиционно-планировочные связи ядра центра и его внешней зоной, специализированными и структурными центрами, составляют основу планировочно-пространственной композиции городского центра. Композиционное взаимодействие крупных ансамблей ядра центра, компактных специализированных и структурных центров (зон высокой концентрации застройки и плотности функций) с открытыми пространствами ландшафтно-рекреационной системы составляет характерную особенность композиционной модели центра крупного города Сибири.

Краткий вывод:

Принципиальная композиционная схема центра крупного сибирского города для условий больших внутригородских пространств акваторий рек строится на выявлении стредствамми архитектурно-пространственной композиции двух основных взаимоперпендикулярных композиционных осей: естественная ось – река, урбанизированная ось – главная композиционная ось центра, дополненных системой второстепенных осей, главным образом, параллельных и перпендикулярных реке.

Формирование функционально-планировочной структуры и композиции центра города в каждом конкретном случае индивидуально. Однако существуют общие закономерности функционального и композиционного построения систем центров крупных городов, обусловленные в значительной степени природными факторами.