ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ ПИСЬМА-ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Письмо-обязательство составляется как при аудите финансовой отчетности, так и при сопутствующих аудиту услугах. При одновременном проведении общего аудита и оказании консультационных услуг по вопросам налогообложения, бухгалтерского или управленческого учета необходимо составлять отдельные письма-обязательства. В некоторых странах цели и объем аудита, а также обязанности аудитора устанавливаются в специальных законодательных актах. Однако при составлении письма-обязательства необходимо учитывать только те его положения, которые содержат полезную для клиентов информацию. Письмо-обязательство о проведении аудита направляется клиенту до его начала. Оно является документальным отражением и подтверждением того, что аудитор принимает назначение аудита, соглашается с целями и объемом аудита, объемом обязательств аудитора перед клиентом и формой отчетов.
Письмо-обязательство может содержать:
• мероприятия, связанные с планированием аудита;
• обязательства клиента о предоставлении письменных заявлений, связанных с аудитом;
• перечень дополнительных писем или отчетов, которые аудитор предполагает составить для клиента;
• основу исчисления гонорара, а также любые соглашения по поводу выставления счетов;
• договоренность о привлечении других аудиторов и экспертов по некоторым аспектам аудита;
• договоренность о привлечении внутренних аудиторов;
• порядок координирования работы с предшествующим аудитором в случае, если аудитор впервые работает с данным клиентом;
• любое ограничение ответственности аудитора там, где это возможно;
• ссылки на любые дополнительные соглашения между аудитором и клиентом.
В случае повторной аудиторской проверки деятельности клиента аудиторской фирме разрешается не составлять новое письмо-обязательство. Однако в стандарте перечислены факторы и ситуации, когда необходимо составлять новое письмо-обязательство:
а) любой признак, указывающий на неправильное понимание клиентом цели и объема аудита;
б) любые пересмотренные или особые условия договоренности;
в) недавнее изменение в составе высшего руководства, совета директоров или в структуре собственности;
г) значительное изменение характера или масштабов деятельности клиента;
д) требование законодательства.
В стандарте также предусмотрено, что условия договоренности об аудите меняются в случае неправильного понимания характера аудита или сопутствующих услуг, запрашиваемых клиентом изначально в письме-обязательстве. При изменении условий договоренности аудитору и клиенту необходимо согласовать новые условия, а также учесть и рассмотреть юридические и другие последствия, связанные с данными изменениями. При этом отчет аудитора о проведении проверки должен отражать пересмотренные условия договоренности. В отчет не должны включаться ссылки на первоначальную договоренность и любые другие процедуры, которые могли быть выполнены в соответствии с нею. Если аудитор не может согласиться на изменения условий договоренности и ему не разрешают продолжать работу согласно первоначальной договоренности, ему следует отказаться от аудиторской проверки с обоснованием причин отказа. Рассматриваемый стандарт регулирует особые условия договоренности об аудиторской проверке и дочерних компаний (филиалов, подразделений).
Если аудитор материнской компании является также аудитором филиалов, дочерних компаний или подразделений (компонентов), на решение аудитора о том, посылать ли отдельное письмо-обязательство компоненту, будут влиять следующие факторы:
• кто назначает аудитора компонента;
• необходимость составление отдельного аудиторского заключения по компоненту;
• требование законодательства;
• объем работ, выполненный другими аудиторами;
• доля себестоимости материнской компании;
• степень независимости руководства компонента.
Согласно законам и нормативным актам, регулирующим аудит государственного сектора, аудиторы, как правило, назначаются, а потому использование письма-обязательства о проведении аудита не является общепринятой практикой.