Взаимосвязь методов осуществления педагогического процесса и условия их оптимального выбора

Между различными методами существует органическая взаи­мосвязь и взаимопроникновение. Руководствуясь принципом оптимальности при выборе методов, необходимо исходить из того, что каждый метод ориентирован на решение определенно­го круга педагогических задач, но при этом косвенно способст­вует решению и других, но не в той мере, в какой эти другие задачи могут быть решены с помощью иных методов. Отсюда вытекает необходимость оценки возможностей каждого метода, знания его сильных и слабых сторон и выбора на этой основе их оптимальных сочетаний.

В практической деятельности учитель, выбирая методы педа­гогической деятельности, обычно руководствуется целями воспи­тания и его содержанием. Исходя из конкретной педагогической задачи, учитель сам решает, какие методы взять себе на воору­жение. Будет ли это показ трудового умения, положительный пример или упражнение, зависит от многих факторов и условий, и в каждом из них педагог отдает предпочтение тому методу, который считает наиболее приемлемым в данной ситуации.

Метод сам по себе не может быть ни хорош, ни плох. В ос­нову педагогического процесса кладутся не сами методы, а их система. Методы педагогической деятельности, при помощи ко­торых достигаются ожидаемые результаты, оставаясь принципи­ально одинаковыми, бесконечно варьируются в зависимости от множества обстоятельств и условий протекания педагогического процесса. Педагогическое мастерство приходит только к тому учителю, который находит оптимальное соответствие методов закономерностям возрастного и индивидуального развития уча­щихся. Будучи очень гибким и тонким инструментом прикосно­вения к личности, метод педагогической деятельности вместе с тем всегда обращен к коллективу, используется с учетом его динамики, зрелости, организованности. Скажем, на известном уровне его развития наиболее продуктивным способом педагоги­ческого воздействия является решительное, неукоснительное тре­бование, но неуместными будут лекция или диспут.

Таким образом, выбор методов педагогической деятельности не есть произвольный акт. Он подчиняется ряду закономерностей и зависимостей, среди которых первостепенное значение имеют цели и конкретные образовательно-воспитательные задачи, содер­жание и принципы, уровень подготовленности класса и его раз­витие как коллектива, возрастные и индивидуальные особенно­сти учащихся, особенности личности самого педагога.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Как взаимосвязаны между собой методы и приемы педагогической деятельности?

2. Подготовьте схему классификации методов педагогической дея­тельности, выделив в ней: основание классификации, авторов данной классификации, основные группы методов.

3. Назовите основные факторы, обусловливающие выбор методов педагогической деятельности.

4. Какая из известных вам классификаций методов обучения и вос­питания кажется наиболее удачной? Обоснуйте свой выбор.

5. В чем состоит отличительная особенность методов проблемного обучения?

6. Что означает оптимальный выбор методов педагогической деятель­ности?

7. Обоснуйте дидактическую ценность индуктивных и дедуктивных методов.

8. В чем состоит оптимальная особенность методов контроля эффек­тивности педагогического процесса? Каковы возможности машинного, компьютерного контроля в школе?

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. — М., 1989.

Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М.Ю.Бабанский. — М., 1990.

Гордин Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. — М., 1980.

Дидактика средней школы / Под ред. М.Л.Скаткина. — М., 1982.

Коротав В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса. — М., 1983.

Коротяев Б.И. Учение — процесс творческий: Книга для учителя. — М., 1989.

Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М., 1981.

Натанзон Э.Ш. Приемы педагогического воздействия. — 2-е изд. — М., 1972.

Паламарчук П.Ф. Школа учит мыслить. — М., 1986.

Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова. — М., 1990.

Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе / Под ред. Ю.К.Бабанского и др. — М., 1980.

Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. — Киев, 1975.

Ушинскчй К.Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч.: В 11 т. Т. 8. — М., 1950.

Раздел IV ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Наше педагогическое производство нико­гда не строилось по технологической ло­гике, а всегда по логике моральной пропо­веди. Именно поэтому у нас отсутству­ют все важные отделы педагогического производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, применение кондукторов и приспособле­ний, нормирование, контроль, допуски и браковка.

А.С.Макаренко

Глава 18. Педагогическая технология и мастерство учителя

• Сущность педагогической технологии • Структура педагогического мастерства • Сущность и специфика педагогической задачи • Типы педагогических задач и их характеристика • Этапы решения педа­гогической задачи • Проявление профессионализма и мастерства учи­теля в решении педагогических задач