Вспомогательные формы организации педагогического процесса
К вспомогательным формам организации педагогического процесса относятся те из них, которые направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей детей в соответствии с их склонностями. К ним относятся факультативы и разнообразные формы кружковой и клубной работы. Эффективной формой дифференцированного обучения и воспитания являются факультативы. Их основная задача — углубление и расширение знаний, развитие способностей и интересов учащихся, проведение планомерной профориентационной работы. Распределение учащихся по факультативам добровольное, но состав остается стабильным в течение года (или двух лет). Факультатив работает по определенной программе, которая не дублирует учебную. Эффективным на занятиях факультатива является сочетание лекций его руководителя с различными видами самостоятельной работы учащихся (практические, реферативные работы, проведение небольших исследований, обзоры книжных новинок, дискуссии в группах, выполнение индивидуальных заданий, обсуждение докладов учащихся и др.). Проверка и оценка знаний на факультативных занятиях являются больше обучающими, чем контролирующими. Отметка выставляется только в том случае, когда она является результатом большой работы, проведенной учащимися, и выставляется чаще всего в виде зачета.
Занятия в кружках и клубах по интересам, так же как и факультативные занятия, предполагают определенную программу деятельности. Однако она менее строгая и допускает внесение существенных коррективов в зависимости от пожеланий детей, изменяющихся обстоятельств деятельности и других факторов. Кружковая и клубная работа строится на принципах добровольности, развития инициативы и самодеятельности детей, романтики и игры, учета возрастных и индивидуальных особенностей. Наряду с постоянно действующими формами организации внеучебной деятельности большое значение в структуре целостного педагогического процесса имеют и эпизодические мероприятия, такие, как олимпиады, викторины, конкурсы, смотры, соревнования, выставки, экспедиции и т.п. В последние годы широкое распространение в школах получила зародившаяся в 60-е гг. форма коллективного воспитания, известная как методика организации коллективных творческих дел. Подробно она рассматривается в следующей главе, посвященной технологии организации целостного педагогического процесса.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Какими преимуществами обладает классно-урочная система обучения в сравнении с другими системами?
2. От чего зависит структура урока? Приведите примеры структуры уроков различных типов.
3. Назовите основные требования к современному уроку.
4. Каковы особенности организации урока в малокомплектной сельской школе?
5. Как использует учитель на уроке фронтальные, групповые и индивидуальные формы работы?
6. Приведите примеры использования разнообразных форм организации учебного процесса в опыте учителей-новаторов.
7. Каким дидактическим требованиям должно удовлетворять проведение экскурсии? Составьте план проведения экскурсии.
8. Разработайте примерные виды домашних заданий по одной из тем любого учебного предмета.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Древелов X. и др. Домашние задания: Кн. для учителя: Пер. с нем. — М., 1989.
Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса. — М., 1989.
Зотов Ю.Б. Организация современного урока: Кн. для учителя. — М., 1984.
Кириллова Г.Д. Особенности урока в условиях развивающего обучения. — Л., 1976.
Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников / Под ред. И.Б. Первина. — М., 1985.
Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. — М., 1987.
Махмутов М.И. Современный урок. — 2-е изд. —М., 1985.
Онищук В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителей. — М., 1981.
Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова. —М., 1990.
Чередов И.М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе. — М., 1987.
Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока. — М., 1985.
Глава 17. Методы осуществления целостного педагогического процесса
• Сущность методов осуществления целостного педагогического процесса и их классификация • Классификация методов осуществления целостного педагогического процесса • Методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе • Методы организации деятельности школьников в целостном педагогическом процессе • Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения школьников • Методы контроля эффективности педагогического процесса
• Взаимосвязь методов осуществления педагогического процесса и условия их оптимального выбора