Воспитание гуманности

Гуманистическое мировоззрение как обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде, строится вокруг одного центра — человека. Если гуманизм — это основа системы определенных взглядов на мир, то именно чело­век оказывается системообразующим фактором, ядром гуманисти­ческого мировоззрения. При этом его отношение содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми. Следовательно, в гуманистическом мировоззрении как раз и находят свое выражение многообразные отношения к че­ловеку, к обществу, к духовным ценностям, к деятельности, со­ставляющие содержание гуманистической сущности личности.

Гуманность поэтому не может быть просто чертой личности, это интегральная характеристика личности, включающая ком­плекс ее свойств, выражающих отношение человека к человеку. Эти свойства проявляются и формируются в сфере человеческих взаимоотношений, которые могут быть гуманными и негуманными. В гуманных отношениях находят отражение духовные потреб­ности личности, стремление видеть в человеке друга, брата, жить для блага людей, быть удовлетворенным жизнью, счастливым. Именно гуманное отношение к людям определяет гуманистиче­скую сущность личности.

Гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Как качество личности гуманность формируется в процессе взаи­моотношений с другими людьми. Она раскрывается в проявле­нии доброжелательности и дружелюбия; в готовности прийти на помощь другому человеку, внимательности к нему; в рефлексии — умении понять другого человека, поставить себя на его место; в эмпатической способности к сочувствию, сопереживанию; в то­лерантности — терпимости к чужим мнениям, верованиям, по­ведению.

Воспитание гуманности осуществляется в многообразных ви­дах деятельности, в различных вариантах межличностных отно­шений. Ребенок должен быть включен в сопереживание, соуча­стие. Признаки равнодушия, черствости не могут быть не заме­чены и не проанализированы педагогом. Пример гуманного от­ношения учителя к ученикам обладает особой воспитательной силой, он может заменить длительные рассуждения, беседы и рассказы о гуманности других людей. Это, однако, не отрицает возможности и необходимости проведения морально-этического просвещения. Изучение биографий ученых, их творческой дея­тельности, жизненных принципов, нравственных поступков вы­зывает большой интерес у учащихся, стимулирует их поведение и деятельность. Анализ в ходе уроков проблем добра и зла, гу­манизма подлинного и абстрактного, социальной справедливости и несправедливости вводит учащихся в сложный мир человече­ских взаимоотношений, учит понимать и ценить идеи гуманиз­ма, их общечеловеческий характер.

Важным условием воспитания гуманности является организа­ция коллективной учебной, общественно полезной деятельности, особенно таких ее видов, где учащиеся поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помо­щи и поддержки, защиты младшего, слабого. Такие ситуации могут непосредственно возникать в процессе совместной деятель­ности, а могут быть специально предусмотрены педагогом.