Педагогика и психология в гуманизации образования
Гуманизация образования, как научная проблема, обусловлена насущными потребностями практики обучения. Все чаще специалисты подчеркивают что современный кризис образования имеет внутренние причины обусловленные несовершенством существующей концепции образования Безусловно, кризис образования не лежит на поверхности явлений он имеет внутренний характер связанный с утратой смыслов для образования человека В последние годы стало особенно ясно что российское образование не оправдывает надежд на развитие и воспитание человека способного к переустройству общественной жизни производства сохранению культуры экологии правопорядка Философские социально-психологические педагогические исследования фиксируют феномен понижения качества человека снижения его нравственной устойчивости способностей к выживаемости творчеству культурному обустройству собственной жизни В школьной среде стали массовыми явления дезадаптации депривации деиндивидуализации личности понижения общей и педагогической культуры учителей национального нигилизма в содержании образования и воспитания В связи с этим представляется, что критика внеличностного развития доперестроечной педагогики должна быть конструктивной не позволяющей перечеркнуть все те наработки педагогической науки которые несомненно существовали за советский период ее развития Длительное время у нас насаждался миф о том что в марксизме окончательно и единственно объективно решены все загадки мироздания и фундаментальные вопросы человеческого бытия Философии отводились функция конкретизации и комментирования тех истин которые уже были найдены основоположниками единственно верного учения В роли же указателей и ориентиров выступали постановления руководящих органов Коммунистической партии Большие претензии в этой связи предъявляются к педагогической науке которая долгие годы была жестко политизированной и неадекватно формализованной Она фактически никак не соприкасалась с реальной практикой обучения с одной стороны и с реальными потребностями личности - с другой Издаваемая педагогическая литература и читаемые педагогические курсы встречали резкое отторжения у студенчества которое видело в них мертвую догму никак не совместимую с их реальными проблемами и жизненными планами Как правило такая литература содержала свод банальностей изложенных сухим наукообразным языком Характерным являлось то что все излагаемые в педагогической литературе проблемы рассматривались с общих теоретических позиций и как правило в одном методологическом ракурсе При этом апелляция к системному и деятельностному подходу была обязательной для любой педагогической литературы претендовавшей на статус научной
Ценности общественных институтов в любом случае признавались приоритетными над ценностями индивидуальности. Это в свою очередь приводило к тому что советская педагогика строилась с позиций классовости с позиций интересов определенных социальных групп как науки апеллировавшей при разработке своего понятийного аппарата к значениям но не к личностным смыслам
Во многом сдерживалась творческая инициатива педагогов-практиков которым разрешалось творить только в жестких рамках сложившихся педагогических догм. При этом любая импровизация любая творческая инициатива не согласованная с вышестоящими структурами и политическими органами признавалась чуждой и вредоносной для отечественной педагогики
Отмечается что целая эпоха в развитии отечественной педагогики характеризовавшаяся обращением к личности, индивидуальности и связанная с именами П П Блонского М Я Басова С Т Шацкого и других, стала фактически или фигурой умолчания или объектом критики На долгие годы ученые и педагогическая общественность не имели доступа к важнейшим достижениям мировой психолого-педагогической мысли и в частности к исследованиям механизмов развития личности Такой изоляционизм не мог не сказаться на качестве проводимых педагогических исследований и их значительном отставании от общей динамики развития психолого-педагогических наук в целом и исследований по проблеме личностно-ориентированного обучения в частности
К сожалению на смену одному мифу пришел другой Сегодня стала доминировать точка зрения о том что все что было в нашей методологии науки на протяжении семи десятков лет являлось полным застоем характеризующимся абсолютным отсутствием какой бы то ни было мысли Советские ученые-гуманитарии при этом рассматриваются либо как полные кретины либо же как хитрые и корыстные приспособленцы обслуживавшие тоталитарную идеологию
Несомненно что ситуация для развития гуманитарных наук и в том числе педагогики была очень и очень тяжелой Имел место явный идеологический диктат ставились всевозможные заслоны на пути попыток обсуждения серьезных спорных социальных проблем официально навязывалась философия образования представляющая из себя набор тривиальностей и бессмысленностей содержалась в учебниках вызывавших стойкую аллергию к излагаемой в них науке В то же время нельзя не видеть того факта что среди российских философов XX века идеи которых обсуждаются сегодня в мире отсутствуют представители религиозно-философского ренессанса или же политических эмигрантов покинувших в свое время Россию Наибольший интерес привлекают сегодня идеи тех кто жил и работал в России Среди методологов науки это прежде всего работы М М Бахтина Л С Выготского А А Богданова Г Г Шпета В И Вернадского Э В Ильенкова М К Мамардашвили Б М Кедрова А А Зиновьева Г П Щедровицкого Г С Батищева Э Г Юдина и других. Большое влияние их работы оказали на современный уровень педагогической мысли и в частности на разработку проблемы гуманизации образования Необходимо отметить что при анализе данной проблемы часто бытует позиция что гуманизация образования - это редукция зарубежных достижений гуманистической психологии или же личностно-ориентированного подхода получившего интенсивное развитие в современной отечественной психологии Ситуация здесь аналогична той что складывается при определении собственного предмета исследований в современной отечественной философии Так ряд исследователей стали полагать что ее развитие возможно лишь на пути постижения и использования зарубежной философии и русской религиозной философии Однако данная точка зрения является принципиально ошибочной поскольку это освоение не может заменить необходимости самостоятельного научного творчества и решения при этом таких проблем которых для науки того времени не существовало Наша страна стала совершенно другой и мир стал иным
И если например социальная и культурная роль философии связана с тем чтобы помогать пониманию того как универсальные и вечные проблемы связаны с конкретной уникальной культурной и исторической ситуацией которая специфична для данной культуры и данного времени то гуманизация образования как самостоятельное направление в педагогической науке должно опираться на конкретику сегодняшнего времени сегодняшней ситуации социального развития молодежи специфику функционирования современной системы образования поскольку ассимиляция наследства (своего и чужого) необходима но недостаточна а имитация чужой деятельности малоплодотворна.
Практика школьного обучения, осуществлявшегося в рамках традиционной (социоцентрической, позитивистской) парадигмы, не была обусловлена реальными потребностями человека. Плоды этого образования мы пожинаем сейчас, когда наши сограждане и, прежде всего молодежь, демонстрируют удивительную политическую и социальную пассивность, нравственную аморфность, непротивление унижению своего человеческого достоинства, склонность к национальной розни. Во многом это плоды той системы образования и масс-культуры, которые господствуют у нас в настоящее время. Кредо этой системы: будь как все, для личности хорошо то, что хорошо для государства, постоянное соблюдение субординации, т.е. отношения между людьми, и в частности между педагогами и учениками, строились преимущественно по вертикали, носили сугубо функциональный характер. На фоне этого имела место постоянная внутренняя зажатость человека, страх высказать свою личную точку зрения, постоянная смена ролевого поведения в зависимости от иерархического статуса партнера по общению, низкие социальные запросы и т.д.
Гуманизация образования рассматривается нами как преломление в педагогике личностного подхода, разработанного в сфере философии и психологии. При этом не ведется роль о его редукции, поскольку педагогическая наука имеет собственный предмет и задачи исследования. В данном случае имеется в виду тот гуманистический пафос, который был заложен в соответствующих философских и психологических концепциях. С позиций гуманизации образования смысл жизни человека состоит в его стремлении стать источником самореализации для других людей, стать нужным людям и необходимым им.
Основным понятием разрабатываемой теории является понятие гуманизации образования, под которым мы понимаем такую организацию учебного процесса, которая направлена на развитие личности, предполагающее формирование у нее механизмов самовоспитания и самообучения через удовлетворение ее базовых потребностей: в психологически комфортных межличностных отношениях и социальном статусе; в реализации своего творческого потенциала; в познании в соответствии со своими индивидуальными когнитивными стратегиями.
Основная задача, которая стоит перед педагогом, работающим в рамках гуманистической парадигмы - это обучение детей и подростков умению жить, поскольку сама жизнь есть искусство самое важное и в то же время самое сложное для человека. Его объектом является не та или иная специализированная деятельность, а сама жизнедеятельность, т.е. процесс развертывания и осуществления всех потенций человека. Гуманизация образования как научное направление современной педагогической мысли может быть охарактеризовано уже не как теория а как сложившаяся образовательная парадигма хотя и не нашедшая еще своего эффективного внедрения в практике обучения Как известно на определенных отрезках истории любой науки можно выделить установившуюся парадигму которая характеризуется безоговорочным принятием научным сообществом комплекса фундаментальных допущений методологических установок теоретических и претеоретических представлений определений важных и второстепенных задач исследований критериев оценки их успешности и т д Парадигма определяет правила но которым делается нормальная наука При этом большинство ученых работает в рамах сложившейся парадигмы Однако на определенном этапе развития науки начинают возникать и множиться так называемые аномальные явления которые уже не могут быть объяснены в рамках сложившейся теоретической парадигмы При этом наука переход из нормального состояние в состояние кризиса что в свою очередь приводит к смене парадигмы поскольку старая парадигма теряет и научную и эстетическую привлекательность
Проблема новой парадигмы образования, предполагающей разработку ее новых моделей стоит в настоящее время перед всей мировой системой образования. Соединенные Штаты Америки, которые традиционно придают развитию системы образования основополагающее значение, справедливо видят в ней источник прогресса всего демократического сообщества, и исходят из того, что новую парадигму школьного образования должна отличать его гуманистическая направленность уважение к личности и содействие ее развитию должны выступать ее основным импульсом и предпосылкой воспитательно-образовательной модели для ХХI века.
Сравнительный анализ образовательных систем Великобритании, Франции, Канады, Израиля, стран бывшего социалистического лагеря показывают, что даже при наличии очень низкого уровня знаний учащиеся Франции, Канады, Израиля достигают высоких показателей в практическом применении этих знаний и особенно в творческом их использовании . Система отечественного образования представляет каждой личности достаточно высокий уровень базовых знаний во всех областях науки, но гораздо хуже обстоит дело с применением знаний в практической деятельности, с использованием их в непредвиденных обстоятельствах. Это позволяет сделать вывод, что отечественная классическая модель образования во многом исчерпала себя. Все чаще специалисты отмечают, что школа подавляет сознание ребенка, задерживает развитие его чувств на самом примитивном уровне. И что возможно именно школа является самым опасным местом на пути развития ребенка.
В документе Юнеско и воспитание в духе мира отражены взгляды мирового сообщества на развитие личности. Доминирующей целью, - записано в документе, - является развитие таланта ребенка и формирование творческих способностей личности . Это означает, что школа наконец-то должна стать Культурным Центром, местом, где развивается личность, а не только формируется теоретическое мышление.
Проблема гуманизации образования становится особенно актуальной для нашей страны в связи с неблагоприятной ситуацией социального развития сложившейся в последние годы. Данная ситуация в значительной мере затрудняет создание тех условий межличностных отношений в обществе, которые бы способствовали самоактуализации личности. Очень большая вина за то состояние нравственности, личностного развития молодежи, которое имеет место в настоящее время - несет школа, которая в свою очередь любит ссылаться на семью и на общество. Но дело в том, что только в школе работают люди, получившие специальное педагогическое и психологическое образование, именно они в соответствии со своим профессиональным долгом должны были бы заниматься эффективным развитием личности учащихся. Однако школа готовила физиков и математиков, но не гуманных людей, которым жить друг с другом, растить детей, строить свое и их будущее. И до тех пор, пока школа не поймет этого и не сменит свои приоритеты ситуация в обществе будет лишь ухудшаться.
В настоящее время происходит массовая криминализация молодежной культуры, которая во многом смыкается с девиантной. Наблюдается массовая дегуманизация в межгрупповых и межличностных отношениях молодежи. Причины этого конечно лежат не внутри личности, а вовне ее - это социально-культурные условия, приводящие к деградации общества. Принципиально изменилась нравственная атмосфера, когда не просто ниспровергнуты все идеалы, но и отсутствуют общественные силы, утверждающие привлекательные для молодежи нравственные нормы. Возник вакуум духовности, который заполняется сегодня агрессивным национализмом, экстремизмом, обращением к мистике, чисто утилитарной, прагматической идеологией.
Специалисты утверждают, что важнейшим для нравственной характеристики личности является типичный для нее способ отношения к другому человеку. Исходя из этого выделяют несколько уровней развития личности. Первый уровень - эгоцентрический, определяемый преимущественно стремлением к собственной выгоде и манипулированию другими людьми в соответствии со своими эгоистичными целями. В соответствии с этим отношение к другим проявляется как сугубо потребительское. Счастье видится людям такого типа как личное материальное благо, при этом другие представляют для них интерес лишь в той степени, в какой способствуют его достижению.
Более высокий уровень развития личности и межличностных отношений характеризуется как группоцентрический. Молодой человек при этом идентифицирует себя с определенной этнической или социальной группой и его отношение к другим людям определяется тем, входят они в эту группу или нет. Если другой также является членом этой группы, то он достоин проявления нравственных чувств - жалости, принятия, уважения, если же нет - то все эти чувства могут на него не распространяться.
Следующий уровень развития личности и соответственно уровень межличностных отношений характеризуется как гуманистический и именно его должна формировать в своих стенах современная школа. Для человека, который достиг этого уровня - другой человек имеет ценность сам по себе. Только с этого уровня можно вести речь о нравственности, поскольку здесь начинает действовать основное правило гуманистической этики - поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы они поступали с тобой.
Рядом специалистов выделяется и еще один уровень - духовный или эсхатологический. Человек с таким уровнем развития личности смотрит на других людей не как на конечные и смертные существа, но как на существа, непосредственно связанные с мировым разумом, как на часть вселенной (если же это религиозное сознание - то здесь человек понимается как образ и подобие Бога на земле). При этом другая личность приобретает не только гуманистическую индивидуальную ценность, но ценность как часть общей системы, от благополучия которой зависит благополучие каждого отдельного человека.
Если считается, что дореволюционная культура России была ориентирована на формирование человека духовного, эсхатологического уровня, то советская система активно формировала группоцентрический тип личности. Высокие чувства следовало проявлять к братьям по классу и партии, все остальные были отнесены к врагам.
Этап перестройки вызвал к жизни значительное количество людей с эгоцентрическим уровнем развития личности
Приверженцы гуманизма во всех странах мира отмечают, что он должен определить свою нынешнюю позицию не только в отношении теоретической концепции, но и в отношении деятельности и социальной практики. Вопрос о гуманизме должен ставиться в увязке с конкретными социально-культурными и экономическими условиями жизни человека.
В Основном документе международного движения “За гуманизм” говорится, что “необходимо от предыстории переходить к истинной истории человечества, когда будет покончено с насильственным животным завладением одних людей другими. Между тем, нельзя считать основной ценностью не человека с его свершениями и свободой, а какую-нибудь другую ценность. Лозунг “Ничего выше человека, и ни один человек не может быть ниже другого” кратко выражает эту мысль. Если за основную ценность принять бога, государство, деньги или что-либо другое, человек отодвигается на второй план, и создаются условия, чтобы затем над ним установить контроль и жертвовать им… Гуманисты отвергают все формы насилия: физическое, экономическое, расовое, религиозное, сексуальное, идеологическое, которое замедляет развитие человеческого общества. Гуманисты выступают против всех открытых и скрытых форм дискриминации”. Пафос гуманистического направления состоит в том что оно устремлено в будущее человека которое связывается с его собственными усилиями собственной активностью с разумом а не сферой иррационального.
Слово гуманизм для системы образования обозначает тенденцию в развитии науки как социального института и личности как субъекта воспитательного воздействия утверждающего абсолютную ценность и достоинство человека. Хотя и существуют большие наработки в области подходов к гуманизации образования сегодня еще нет ее целостно оформленной концепции. Только начинают разрабатываться личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания детей разных возрастов Все это требует совместной и согласованной работы в данном направлении ученых различных специальностей и, прежде всего, философов педагогов психологов методистов.