Взаимодействие в образовательном процессе: формальные и неформальные отношения, социометрическая структура группы

Отношения в группе могут быть формальными и неформальными. Формальные отношения отличаются сухостью, в них нет эмоциональной общности членов группы. Неформальные отношения – более доверительные, открытые, теплые, являются прямой противоположностью формальных. Для того, чтобы изучить взаимоотношения в коллективе моно прибегнуть к наблюдению и социометрическому исследованию.

Изучению и развитию взаимоотношений детей отводится большая роль в отечественных психолого-педагогических исследованиях. Существует немало методов изучения сформированности детского объединения: включенное и свободное наблюдение, эксперимент. Наиболее известен метод социометрии. Для того чтобы использовать количественные характеристики при изучении социальных взаимодействий в группе применяется так называе­мая социометриче­ская процедура, или социометрия (впервые предло­женная в 30-х годах Дж. Морено)

Социометрия – это система некоторых приёмов, дающих возмож­ность выяс­нить количественное определение предпочтений, безразличий или неприятий, кото­рые получают индивиды в процессе межличностного общения и взаимодействия. Данные социометрического анализа широко используют при исследовании самочув­ствия личности в группе, при оп­ределении структуры первичных групп, при исследо­вании способов и форм распределения авторитета и власти в малых группах, при ди­агно­стики уровня деловой активности и т.д. Социометрический метод, как за­мечает К. К. Платонов, предполагает анализ осмысленных ответов членов группы на ряд по­ставленных вопросов различного типа и характера, на­пример: "С кем бы ты хотел си­деть за одной партой?"; "…готовиться вме­сте к контрольной работе?" и т.д.

Подобные вопросы называются социометрическими критериями, они охваты­вают различные стороны деятельности и общения личностей внутри групп. Такие критерии могут быть связаны с выполнением какой-либо задачи, с учебой, общест­венными нагрузками, отдыхом, совместным времяпрепровождением и т.д. Различают сильные и слабые критерии вы­бора. Сильные критерии касаются наиболее важных и значимых для ис­пытуемого сторон его жизни. Слабые критерии – это круг вопросов, свя­занных с сиюминутными, ситуативными факторами.

В работах современных психологов названы следующие сильные критерии:

1) ролевой ("Представь себе, что ты капитан команды КВН и с позиции данной роли оцени или выбери себе партнеров");

2) перцептив­ный ("если группе будет предло­жено выбрать капитана КВН, как ты ду­маешь, кто назовет твое имя?");

3) функцио­нальный ("Ваш класс будет участвовать в соревновании клуба веселых и находчивых. Кто из одно­классников, по твоему мнению, может быть капитаном команды КВН?");

4) выбор "действием" ("Положи эти открытки тем ребятам из своего класса, которых ты бы хотел обязательно поздравить с Новым годом"). В практике социометрического эксперимента используется, как пра­вило, 5-7 критериев (Н.Г. Валентинова, И.П. Волков, Е.С. Кузьмин), реже 2-3 (Е. Дженнингс, Д. Морено, Л. Фестингер).

Существенное значение для точности эксперимента имеет число выборов, ко­торыми располагают испытуемые. Выборы могут быть сво­бодными ("Назови тех од­ноклассников, которых ты пригласил бы к себе на день рождения") и фиксирован­ными ("Назови тех пять одноклассни­ков, которых ты бы пригласил к себе на день рождения").

В обоих случаях опрашиваемого обычно просят установить после­дователь­ность своего выбора, следуя порядку предпочтения. Порядок вы­боров имеет при ана­лизе характера и закономерностей межличностного общения. В группах до 10-15 че­ловек более целесообразно количество выборов не ограничивать, в группах же до 30-40 человек лучше позволить делать 3-5 выборов.

Социометрическая процедура требует от экспериментатора четкого определе­ния критериев выборов и их количества, исходя из целей и задач исследования. Ре­зультатом этого является карточка опроса. Её содержа­ние составляет обращение к испытуемому, объяснение смысла опроса, инструкцию по заполнению, перечень во­просов, гарантию сохранения тайны ответов, благодарность, шифр.

Ход социометрических исследований зависит также в значительной мере от личности экспериментатора, от его умения войти в контакт с чле­нами группы, объяс­нить им смысл и важность предстоящих измерений. Вначале необходимо потратить определенное время на знакомство с группой. Этот период называется социометриче­ской разминкой.

Результаты ответов переносят на так называемые матрицы выбора. Их число соответствует числу критериев. Матрица выбора является осно­вой для социометриче­ского анализа. Для удобства обработки данных ка­ждый член группы получает свой номер и далее на протяжении всех эта­пов эксперимента фигурирует под ним. При ис­следовании школьного класса номера учащимся присваиваются согласно алфавит­ного списка.

Исходя из данных матрицы, можно определить величину социомет­рического статуса любого члена группы. Она равна сумме полученных данным членом группы выборов, деленной на число членов без одного:

 

Ri+ - положительные выборы, полученные i -членом,

Ri- - отрицательные.

Индекс групповой "сплоченности", согласно социометрическим данным, опре­деляется как отношение числа взаимных выборов к теорети­чески возможному для данной группы их количеству.

Результаты отношений испытуемых друг к другу при ответе по дан­ному крите­рию могут быть изображены на социограмме, т.е. в виде схемы, которая более на­глядно чем матрица выбора показывает суть структуры общения данной группы. Для передачи содержания взаимодей­ствий выбирающих друг друга членов принята сле­дующая символика:

А В (А выбирает В)

 
 


А В (А отвергает В)

 

А В (А выбирает В в первую очередь и С - во вторую)

С

А В (взаимный выбор)

 

А (изолированный член)

 
 


А В (А выбирает В, но В не выбирает А)

 

А В (триада, "ядро")

С

(Цепь при сотрудничестве и при определенных формах передачи информации, при изоляции или выпадении С цепь

А В С D Е прерывается)

С

А В Е (расщепленная цепь)

D

 

В С (структура типа "звезда": при изоляции А

А группа перестает функционировать,

D Е распадается)

 

 

А--мальчик, А-девочка.

 

Социограмма наглядно показывает картину эмоциональных тяготе­ний внутри группы, для обнаружения которой путем наблюдений потре­бовалось бы длительное время.

Имеется около 30 индексов, которые, как следует из социометриче­ской литера­туры, могут характеризовать уровень межличностного обще­ния в группе и некоторые групповые характеристики (сплоченность, ин­тегративность, конфликтность и т.д.).

Упомянутые индексы выводятся исключительно на основе анализа коммуника­тивных связей в группе, и это не может не вызвать к ним на­стороженного отношения, так как количество выборов, полученное тем или иным индивидом, еще ничего не го­ворит о природе этих выборов – в стороне остается мотивационная сторона выбора. Конечно, каждую группу и как коммуникативную сеть, возникающую в процессе взаимо­действия и общения её членов.

Однако социометрический анализ может дать лишь самое общее описание этой коммуникативной сети. И его нельзя использовать для оп­ределения мотивов тех или иных выборов одних членов группы другими. Лежащая в основе социометрических исследований модель группы как эмоционально-психологического феномена не дает возможности осуще­ствлять анализ межличностных отношений людей на основе оп­ределен­ных общественно определенных норм, ценностных ориентаций и оценок, сводя все к регистрации взаимодействий и взаимных эмоциональных оце­нок и влече­ний. При таком сугубо специфическом подходе целенаправ­ленная деятельность группы и её членов просто не принимается во вни­мание, не являясь объектом иссле­дования и изучения.

Внешняя картина внутригруппового взаимодействия может рас­сматриваться как следствие невидимых глубинных отношений между членами группы, но социо­метрия не приближает нас к выяснению причин предпочтения и изоляции.

В связи с этим возникает важная социально – психологическая задача, которая должна быть включена в социометрическое изучение - выявление мотивационного ядра выбора в межличностных отношениях, т. е. выявление мотивов, по которым личность готова осуществлять эмоциональный (а также и любой другой) контакт с одними членами группы и отвергать других.

Благодаря введению методической процедуры выделения мотивационного ядра возникает возможность перейти от исследования поверхностного слоя общения к ис­следованию более глубинных его пластов. Под мотивационным ядром здесь понима­ется система мотивов, образующая психологическую основу индивидуальной пред­почитаемости, проявляемой индивидами в социометрическом исследовании. Выявле­ние мотивационного ядра предпочтительности оказывается полезным всякий раз, ко­гда возникает вопрос, почему социометрическая картина в данной группе именно та­кова; почему такой –то член группы предпочитает такого – то; почему некоторая часть группы числится в категории "лидеров", а другая – в категории "отверженных". Содержание мотивационного ядра выбора партнера в структуре межличностных от­ношений может служить показателем того уровня, которого достигла данная группа как коллектив. На первых, начальных этапах развития вновь созданных групп при выборе партнера члены группы исходят из эмоционально – личностных симпатий, но затем по мере становления коллектива содержание мотивационного ядра изменяется – выборы обусловлены ориентацией не на внешние достоинства личности, а на её мо­ральные и деловые качества.