Деятельность отдела трудовых отношений и оплаты труда

7.2.1 Общие положения об отделе

 

Отдел трудовых отношений и оплаты труда (далее отдел) является структурным подразделением Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл.

Правовые основы деятельности отдела:

Отдел в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Марий Эл, федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законодательством Российской Федерации в области государственной гражданской службы, законами Республики Марий Эл и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Марий Эл, Типовым регламентом взаимодействия органов исполнительной власти Республики Марий Эл, Типовым регламентом внутренней организации органов исполнительной власти Республики Марий Эл, Положением о Министерстве социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл, административными регламентами Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл, а также федеральными законами:

от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации: от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ; от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»; от 31 марта 2006 г. № 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации»; от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»; от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» и блоком документов, принятых для их реализации;

Законами Республики Марий Эл: от 5 октября 2004 г. № 38-З «О регулировании отношений в области государственной гражданской службы в Республике Марий Эл» (с дополнениями); от 6 марта 2006 г. № 11-З «О прожиточном минимуме и потребительской корзине в Республике Марий Эл» (с дополнениями от 28 декабря 2006 г. № 80-З); от 9 ноября 1999 г. № 171 «О Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений»;

иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Республики Марий Эл, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации и Республики Марий Эл, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и Правительства Республики Марий Эл, иными федеральными нормативными правовыми актами, касающимися деятельности министерства, документами, регламентирующими работу со служебной информацией;

нормативными актами по вопросам социального партнерства, трудовых отношений и оплаты труда, нормативно-методическими материалами по вопросам оплаты труда, трудовых отношений, социального партнерства, уровня жизни населения, альтернативной гражданской службы, привлечения иностранной рабочей силы в Республику Марий Эл.

7.2.2. Основные задачи отдела

 

Основными задачами отдела являются осуществление в пределах своей компетенции государственной политики в сфере труда, уровня жизни и доходов населения, оплаты труда, социального партнерства и трудовых отношений, урегулирования коллективных трудовых споров, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы, определения потребности в рабочей силе за счет привлечения иностранных работников.

 

7.2.3. Функции отдела

Отдел в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции:

регулирование в пределах полномочий Республики Марий Эл вопросов, связанных с социальным партнерством, трудовыми отношениями, оплатой труда;

отдел:

участвует в подготовке и реализации региональных программ по вопросам, находящимся в компетенции отдела;

осуществляет регулирование социально-трудовых отношений через систему соглашений и коллективных договоров;

разрабатывает и вносит на рассмотрение Правительства Республики Марий Эл предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов по вопросам социального партнерства, трудовых отношений и оплаты труда и уровня жизни населения;

осуществляет по единой методологии с участием органов исполнительной власти республики расчет прожиточного минимума на территории республики применительно к различным социально-демографическим группам населения и устанавливает потребительскую корзину населения ;

проводит мониторинг, анализ и оценку уровня жизни населения, готовит по этим вопросам предложения в Правительство Республики Марий Эл , в пределах своей компетенции принимает соответствующие меры;

участвует в работе по тарифному регулированию оплаты труда на основе социального партнерства;

проводит анализ порядка выплаты заработной платы и размеров ее задолженности на предприятиях и в организациях республики, установления организациями внебюджетной сферы минимальной заработной платы работников не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения;

участвует в подготовке предложений о внесении изменений в законодательные акты по денежному содержанию государственных гражданских служащих, социальным гарантиям и дополнительному пенсионному обеспечению за выслугу лет государственных гражданских служащих республики;

участвует в работе Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, ведению переговоров, разработке и заключению соглашения между Правительством Республики Марий Эл, Объединением организаций профсоюзов Республики Марий Эл и объединением работодателей и в работе трехсторонних комиссий по заключению отраслевых соглашений и подведении итогов их выполнения;

разрабатывает предложения по совершенствованию механизма социального партнерства и основных направлений его развития, осуществляет организационно-методическое руководство работой по обеспечению договорной системы регулирования трудовых отношений на предприятиях и в организациях республики;

проводит уведомительную регистрацию соглашений, коллективных договоров предприятий различных организационно- правовых форм собственности, находящихся на территории республики Марий Эл, осуществляет контроль за выполнением коллективных договоров (соглашений);

содействует разрешению коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур;

осуществляет в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров;

формирует список трудовых арбитров;

организует работу по урегулированию коллективных трудовых споров во взаимодействии с представителями работников и работодателей, органами государственной власти;

участвует в подготовке предложений по определению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности в Республике Марий Эл;

участвует в пределах своей компетенции в реализации вопросов, связанных с альтернативной гражданской службой.

принимает участие в работе по определению условий оплаты труда руководителей государственных унитарных предприятий;

return false">ссылка скрыта

участвует в совместных с республиканскими органами надзора и контроля проверках на предприятиях республики;

рассматривает жалобы и заявления по вопросам трудовых отношений и оплаты труда;

информирует общественность через средства массовой информации о своей деятельности, величине прожиточного минимума в республике в среднем на душу населения и по социально-демографическим группам населения, состоянии работы, проводимой в республике по совершенствованию системы оплаты труда и социального партнерства;

информирует Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федеральную службу по труду и занятости о работе, проводимой в республике по развитию социального партнерства, оплате труда, альтернативной гражданской службе, привлечению в республику иностранных работников;

готовит вопросы на заседание коллегии Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл;

оказывает методическую помощь, консультирует работодателей и работников по вопросам трудовых отношений, оплаты труда, исчисления среднего заработка, заключения соглашений и коллективных договоров и другим вопросам, находящимся в ведении отдела.

 

7.2.4. Права отдела

 

В соответствии с возложенными на него задачами и функциями отдел имеет право:

изучать работу органов исполнительной власти республики, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно- правовых форм и форм собственности, расположенных на территории республики по вопросам, входящим в компетенцию отдела, давать рекомендации по устранению выявленных при проверках недостатков, привлекать для данных целей специалистов других министерств и ведомств;

вносить на рассмотрение в Правительство Республики Марий Эл в установленном порядке проекты нормативных, правовых актов по вопросам социального партнерства, трудовых отношений и оплаты труда, уровня жизни населения республики для внесения их в порядке законодательной инициативы на рассмотрение Государственного Собрания Республики Марий Эл;

в установленном порядке посещать организации всех организационно-правовых форм, запрашивать и получать в установленном порядке от органов исполнительной власти, учреждений, предприятий и организаций республики информацию о состоянии трудовых отношений и оплаты труда наличии рабочих мест для прохождения гражданами альтернативной гражданской службы, а также по другим вопросам, относящимся к компетенции отдела;

проводить экспертизу коллективных договоров и соглашений на соответствие требованиям законодательства о труде, осуществлять уведомительную регистрацию коллективных договоров и соглашений, коллективных трудовых споров.

Министерством через систему социального партнерства осуществляется работа по соблюдению трудового законодательства организациями республики, регулированию заработной платы на основе коллективных договоров и соглашений.

В 2012 г. в республике действовало региональное соглашение между Правительством Республики Марий Эл, Объединением организаций профсоюзов Республики Марий Эл и республиканским объединением работодателей на 2010 – 2012 годы, определяющее согласованные действия и позиции сторон в области регулирования социально-трудовых отношений на республиканском уровне.

В сентябре 2011 г. заключено Соглашение между Правительством Республики Марий Эл, Объединением организаций профсоюзов Республики Марий Эл и республиканским объединением работодателей о минимальной заработной плате в республике, в соответствии с которым с 1 ноября

2011 г. установлена минимальная заработная плата для организаций внебюджетной сферы в размере 5 652 руб.

По состоянию на 1 января 2013 года в Республике Марий Эл заключено и представлено на уведомительную регистрацию в органы по труду 60 соглашений, Проведена уведомительная регистрация 1 351 коллективного договора. Численность работников, охваченных коллективными договорами, представленными на уведомительную регистрацию, составляет 117 320 человек.

При проведении уведомительной регистрации коллективных договоров и соглашений органами по труду проводилась экспертиза на соответствие их требованиям законодательства. При выявлении положений, ухудшающих положение работников по сравнению с Трудовым кодексом Российской Федерации, законами и иными нормативными актами, выдавались заключения сторонам социального партнерства. Сторонам социального партнерства предлагалось включать в раздел «Оплата труда» коллективных договоров и соглашений обязательства сторон по выплате минимальной заработной платы в размере 4 611 руб. для бюджетных организаций и 5 652 руб. для организаций внебюджетной сферы.

В течение 2012 г. Министерством проводилась работа по снижению задолженности по заработной плате в организациях республики. Осуществлялся ежемесячный мониторинг задолженности по выплате заработной платы в организациях республики. По состоянию на 1 января 2013 г. просроченную задолженность по выплате заработной платы имели 3 предприятия республики, численность работников, имеющих задолженность по заработной плате, в целом по республике составляет 1 038 человек.

Общая сумма просроченной задолженности по выдаче средств на выплату заработной платы по республике составила 7,6 млн. руб., в том числе: 6,8 млн. руб. (88,8 %) – в сельском хозяйстве; 0,8 млн. руб. (11,2 %) – в отрасли по управлению недвижимым имуществом. Задолженность снизилась в сравнении прошлым годом на 0,3 млн. руб. или на 3,9 %.

Министерством проводится мониторинг по организациям внебюджетной сферы, работники которых получают заработную плату менее прожиточного минимума трудоспособного населения Республики Марий Эл и подали документы на получение субсидии для оплаты жилищно-коммунальных услуг. По результатам мониторинга выявлено, что на 1 января 2013 г. в республике получали заработную плату ниже уровня прожиточного минимума трудоспособного населения 109 человек, работающих в 90 организациях, в том числе у 31 индивидуального предпринимателя.

В целом по республике численность работников, получающих низкую заработную плату, уменьшилась со 118 человек на 1 января 2012 г. до 109 человек на 1 января 2013 г. или в 1,1 раза. Количество организаций, выплачивающих низкую заработную плату, за этот период уменьшилось с 94 до 90, или на 4,4 %. Количество индивидуальных предпринимателей, выплачивающих своим работникам заработную плату ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, уменьшилось с 37 до 31, или в 1,2 раза.

Среднемесячная заработная плата по полному кругу организаций Республики Марий Эл за январь-ноябрь 2012 г. составила 5 653 руб., что на 15,6 % выше, чем среднемесячная заработная плата за соответствующий период 2011 г.

Вопросы своевременности выплаты заработной платы постоянно рассматриваются на заседаниях Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и рабочей группы Правительства Республики Марий Эл по контролю ситуации на рынке труда и выплате заработной платы.

Министерством проводился мониторинг по повышению заработной платы работников бюджетной сферы, переходу на новые системы оплаты труда государственных и муниципальных учреждений республики. Данные мониторинга представляются в Минтруд России, Правительство Республики Марий Эл.

В республике перешли на новую систему оплаты труда педагогические работники государственных

образовательных учреждений, работники учреждений культуры, социальной защиты, работники

центров занятости населения Республики Марий Эл, системы МВД. С 1 января 2013 г. на новую систему оплаты труда перешли все учреждения здравоохранения. Для работников установлены базовые оклады по профессионально-квалификационным группам во всех бюджетных учреждениях республики.

Фактов нарушения трудового законодательства при введении новой системы оплаты труда в республике не имеется.

В соответствии со ст. 353.1 Трудового кодекса Российской Федерации принят Закон Республики Марий Эл от 21 марта 2012 года № 16-З «О ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права», которым установлен порядок и условия осуществления органами исполнительной власти Республики Марий Эл ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Министерством проводится работа по организации и реализации альтернативной гражданской службы в соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл от 13 мая 2004 г. № 140 «О мерах по организации альтернативной гражданской службы на территории Республики Марий Эл». В 2012 г. альтернативную гражданскую службу в республике проходили 11 граждан в 5 организациях.

Министерством социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл ежеквартально производится расчет величины прожиточного минимума для основных социально-демографических групп населения и в среднем на душу населения Республики Марий Эл, за IV квартал 2012 г. величина прожиточного минимума составила в расчете на душу населения 5 427 руб., для трудоспособного населения – 5 859 руб., пенсионеров – 4 259 руб., детей – 5 248 руб.

Законом Республики Марий Эл от 27 октября 2011 г. № 68-З «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Республике Марий Эл на 2012 год» величина прожиточного минимума пенсионера на 2012 г. определена в размере 4 700 руб., в 2013 г. его величина составит 5 048 руб.

В результате проводимой работы по социальному партнерству в республике сохраняется стабильная социально-экономическая обстановка. Коллективных трудовых споров в течение 2012 г. не было зарегистрировано.

Проводится работа по исполнению Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», сформированы межведомственные рабочие группы из числа представителей органов исполнительной власти Республики Марий Эл, утвержден план мероприятий по реализации данного указа. В числе прочих предусмотрены мероприятия по увеличению реальной заработной платы к 2018 г. в 1,4 – 1,5 раза, доведению к 2018 г. средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы до 100 %, врачей и научных сотрудников до 200 % от средней заработной платы в республике.