Секвенция Dies ira

 

 

День гнева
1. День гнева, день тот Расточит вселенную во прах; Свидетельствуйте, Давид и Сивилла 2. Какой будет трепет, Когда приидет Судия Дабы всех строго рассудить.
3. Труба чудесная кличем своим В то время со всего света усопших Соберет всех у трона. 4. Смерть отступит и жизнь Вновь воскреснет с творением Отвечать Судящему.
5. Книга, написанная будет явлена, В которой все содержится. По ней будет судим мир. 6. Судия воссядет напротив, Все скрытое откроется, Ничто не останется без искупления.
7. Что я тогда скажу, окаянный? Какому покровителю буду взывать? Когда едва ли праведный будет спокойным. 8. Царь, перед величием которого все содрогнется, Ты, который во благодати даруешь спасение, Спаси меня, источник милосердия.
9. Помяни, милостивый Иисусе, Что я причина твоего земного пути. Не погуби меня в день тот. 10. Вразумляя меня, ты сидел изнуренный, Спасая, ты крест претерпел. Пусть же страдание не будет ошибкой.
11. Правый Судия возмездия, Даруй мне прощение Перед лицом судного дня. 12. Всемогущий, молю как осужденный, Вина окрашивает лицо мое, Пощади, Боже, молящего.
13. Ты, который помиловал Марию, И выслушал разбойника, Подал надежду и мне. 14. Недостойно мое моление, Но Ты, Благой, сотвори чудо, Дабы огонь вечный не опалил меня.
15. Сопричти меня к овцам, И от козлищ меня отдели, Поставив по свою правую руку. 16. Уличив злодеев, Предаваемых страшному пламени, Призови меня с благословленными.
17. Прошу молясь и преклоняясь, Сердцем испепеленным, словно прах, Осени заботой мой конец. 18. Полон слез тот день, Когда восстанет из праха
19. Человек, судимый за грехи его. Пощади его, Боже. 20. Милостивый Иисусе, Господи, Даруй им покой. Аминь

Тип музыкальной композиции Dies irae — текстомузыкальная, здесь мелодико-стиховая строчная форма, а ее литературная форма — пра­вильные силлабо-тонические стихи (4-стопный хорей). Всего в Dies irae 18 трехстрочных строф, группирующихся попарно. Непарные 19-ая строфа и дополнительная 20-ая, таже как и 18-строфа — двустрочные. Завершает секвенцию заключительное Amen. Стихотворная ритмика ус­ложнена рефренностью и репризностью рифм, среди которых особенно важна арка между строфами 1-2 и 18-19, охватывающая все произведе­ние как бы символическим замкнутым крутом.

Музыкальная композиция Dies irae строго упорядочена с помощью символики божественного числа 3. Это число действует на трех масш­табных уровнях:

1) низший уровень — трехстишие строфы; 2) средний уровень — трехчастная музыкальная структура, приходящаяся на три пары словес­ных строф (см. I-II-II1); 3) высший уровень — три «макрокуплета» словесного текста, то есть музыкальная структура I-II-III, I'-II'-III', I2-II2-III2 или A B C A B C A B С1 (о перемене в третий раз словесно-ритмической структуры уже сказано ранее).