А) И. Брамс. Концерт для скрипки, II ч.
Примеры формы Adagio в отдельных пьесах медленного темпа — Григ. Ноктюрн C-dur Andante ор.54 №4 для ф.-п. (Св. с темой «соловьиных трелей», раздел В — неустойчивая середина); Скрябин. Этюд b-moll Andante cantabile ор. 11 №8. В последнем случае 2-е предложение
экспозиционного периода превращено в модулирующую связку, а связка к репризе составляет окончание середины на органном пункте D, в репризе — полный период из двух предложений. Схема такова:
А | Св. | В (со Св.) | А | Кода |
предл. | период | |||
а | а | а а | ||
8, | 8-6 | 8 + 11 | ||
b | b-Des | b | В | |
В условиях жанра симфонии композиторы усиливают сонатные элементы формы Adagio. Так, Бородин в III ч. Andante D-dur 1 симфонии в середине (В) помещает ПП, прорывы мотивов ГП и ЗП, однако тональность использует Des-dur (I н.); связующие разделы строит на производных темах и мотивах. Схема такова:
А | Св. | В | Св.1 | А | Кода | ||
ГП | СП | ПП | прорыв | ЗП | ГП | ||
ГП | |||||||
4 + 17, | 8, | 7, | |||||
D-A | A-cis | Des | Des-D | D | D |
Выдающимся образцом является Финал 6 симфонии Чайковского — Adagio lamentoso h-moll, где структуре традиционной медленной части придана сонатно-симфоническая драматургия. Схема такова:
А | Св. | В | Св.1 | А | Св.2 | Кода |
ГП | СП | ПП, перелом | ГП | ЭП | В = ПП | |
предл. | дв.период | период | ||||
а | а | b b b b | а а а | |||
18, | 10 + 8 + 8 + 19 | 13 + 23 + 11 | ||||
h, | D - - - - - - h | h | h |
Темы главная (А) и серединная (В) в h-moll и D-dur противопоставлены как сонатные ГП и ПП, символизируя идеи смерти и жизни. В конце серединной темы (В) происходит типичный для сонатных экспозиций перелом в ПП (h-moll), как бы перечеркивающий идею ПП. Проведения серединной темы (В) в D-dur и h-moll (в коде) аналогичны функции сонатной ПП, привносят дополнительное сонатное соотношение. Перед кодой введен ЭП траурно-молитвенного характера. В соответствии с замыслом симфонии в форме финала происходит как бы «умирание» сонатной формы вместе с «умиранием» в минорной коде мажорной побочной темы (ПП).
Среди применений формы Adagio в XX в. следует отметить использование ее Прокофьевым не в медленном, а в быстром темпе (Скерцо Vivace d-moll из 2 фортепианного концерта, до Трио — двойная трехчастная форма со связками в 8 и 10 тт.), преобразование ее тем же автором в концентрическую форму А В С В А благодаря оформлению связок (В) в виде периодов (II ч. Andante assai a-moll из 4 сонаты для ф.-п., II ч. Andante D-dur из Концертино для виолончели с оркестром ор. 132), синтез ее с вариационной формой у Веберна в оркестровых «Вариациях» ор.30 (Lebhaft): Вступ. тема, А (1-я вар.), Св. (2-я вар.), В (3-я вар.), А1 развив. (4-я вар.), Св. (5-я вар.), Кода (6-я вар.). 80