А) И. Брамс. Концерт для скрипки, II ч.

 

Примеры формы Adagio в отдельных пьесах медленного темпа — Григ. Ноктюрн C-dur Andante ор.54 №4 для ф.-п. (Св. с темой «со­ловьиных трелей», раздел В — неустойчивая середина); Скрябин. Этюд b-moll Andante cantabile ор. 11 №8. В последнем случае 2-е предложение

экспозиционного периода превращено в модулирующую связку, а связка к репризе составляет окончание середины на органном пункте D, в реп­ризе — полный период из двух предложений. Схема такова:

А Св. В (со Св.) А Кода
предл.     период  
а а   а а  
8, 8-6 8 + 11
b b-Des   b В
       

В условиях жанра симфонии композиторы усиливают сонатные эле­менты формы Adagio. Так, Бородин в III ч. Andante D-dur 1 симфонии в середине (В) помещает ПП, прорывы мотивов ГП и ЗП, однако то­нальность использует Des-dur (I н.); связующие разделы строит на произ­водных темах и мотивах. Схема такова:

А Св.   В   Св.1 А Кода
ГП СП ПП прорыв ЗП   ГП  
      ГП        
4 + 17, 8, 7,
D-A A-cis   Des   Des-D D D

Выдающимся образцом является Финал 6 симфонии Чайковского — Adagio lamentoso h-moll, где структуре традиционной медленной части придана сонатно-симфоническая драматургия. Схема такова:

А Св. В Св.1 А Св.2 Кода
ГП СП ПП, перелом   ГП ЭП В = ПП
предл.   дв.период   период    
а а b b b b   а а а    
18, 10 + 8 + 8 + 19 13 + 23 + 11
h, D - - - - - - h h h

Темы главная (А) и серединная (В) в h-moll и D-dur противопостав­лены как сонатные ГП и ПП, символизируя идеи смерти и жизни. В конце серединной темы (В) происходит типичный для сонатных экспо­зиций перелом в ПП (h-moll), как бы перечеркивающий идею ПП. Про­ведения серединной темы (В) в D-dur и h-moll (в коде) аналогичны функции сонатной ПП, привносят дополнительное сонатное соотноше­ние. Перед кодой введен ЭП траурно-молитвенного характера. В соот­ветствии с замыслом симфонии в форме финала происходит как бы «умирание» сонатной формы вместе с «умиранием» в минорной коде мажорной побочной темы (ПП).

Среди применений формы Adagio в XX в. следует отметить исполь­зование ее Прокофьевым не в медленном, а в быстром темпе (Скерцо Vivace d-moll из 2 фортепианного концерта, до Трио — двойная трех­частная форма со связками в 8 и 10 тт.), преобразование ее тем же ав­тором в концентрическую форму А В С В А благодаря оформлению свя­зок (В) в виде периодов (II ч. Andante assai a-moll из 4 сонаты для ф.-п., II ч. Andante D-dur из Концертино для виолончели с оркестром ор. 132), синтез ее с вариационной формой у Веберна в оркестровых «Вариациях» ор.30 (Lebhaft): Вступ. тема, А (1-я вар.), Св. (2-я вар.), В (3-я вар.), А1 развив. (4-я вар.), Св. (5-я вар.), Кода (6-я вар.). 80