Принцип эмоциональности

 

Принцип эмоциональности вытекает из природы развития и деятельности ребенка. Положительные эмоции рождают такое состояние его души, когда мысль становится особенно яркой, учение происходит легко, быстро и приятно. Если ученик берется за книгу без настроения, как за тяжкий, обременительный труд, ожидать от него высокой эффективности невозможно. Вот почему учению предшествует положительный настрой как ожидание приятного события. Без положительного отношения обучение теряет едва ли не половину своей силы. Учить того, кто к этому не расположен, – пустое занятие. Учить ребенка, в которого уже вселились страх, ненависть, отвращение, – значит пытаться насильственно внедрить в его душу высокие истины. Такое знание непрочно и большей частью не приносит никакой пользы. Поэтому следует заботиться о привлекательности школы, учебы, знаний. Это вселит уверенность в душу ребенка, поддержит его первые самостоятельные шаги, а школьную жизнь заполнит такой феерией захватывающих действий и ситуаций, что в его памяти она надолго сохранится как праздник. Следуя принципу эмоциональности обучения, учитель будет:

...

 

• при подготовке каждого урока продумывать способы вызова и поддержки положительных эмоций учеников. Чем скучнее и труднее предстоящая работа, чем суше и абстрактнее учебный материал, тем больше возможностей для положительных эмоций постарается придумать педагог;

• входить в класс с приветливой улыбкой, шутить, ободрять учеников, поддерживать здоровый юмор;

• придерживаться только демократического стиля общения;

• постоянно выказывать живой интерес к ученикам и их делам;

• спокойно, без окрика, грубых слов рассматривать любой конфликт;

• использовать юмор для выхода из безнадежных и трудных ситуаций;

• учить ярко, образно, весело, наполняя обучение игрой, состязаниями, конкурсами, соревнованиями;

• постоянно помнить, что мышление младшего школьника неотделимо от его чувств и переживаний: эмоциональная насыщенность учебно-воспитательного процесса – требование, выдвинутое законами развития детского мышления;

• от эпизодических эмоциональных ситуаций переходить к постоянно текущим на положительном эмоциональном фоне делам;

• использовать эмоциональную насыщенность учебного материала, методов обучения, форм организации познавательного труда;

• эмоционально готовить учеников к усвоению нового материала;

• проводить уроки в оптимальном темпе, исключить плохую организацию работы, однообразные методы и приемы обучения;

• уделять внимание настроениям и переживаниям детей;

• заботиться о том, чтобы дети пережили чувство успеха, порадовались достигнутым результатам;

• закреплять чувство удовлетворения, пережитое от хорошо выполненной работы;

• следить за эмоциональностью, образностью, выразительностью, красотой и чистотой своей речи;

• вызывать всплеск положительных эмоций учеников необычными способами оформления учебных заданий;

• использовать приемы, повышающие эмоциональность обучения, например: изложение нового материала устами героев сказок, использование игрушечного реквизита, чтение текста в окошке «волшебного телевизора» и т.д.;

• использовать самодельные книжки для выполнения специальных упражнений; задания с юмористическим подтекстом – «А как наоборот?»; задачи от сказочных персонажей; ребусы, кроссворды, викторины и т.п.;

• проводить уроки, внеклассные занятия на природе;

• использовать музыку для создания благоприятного эмоционального фона во время уроков, внеклассных занятий. Не забудет и о чарующей силе народной песни.

Следует предостеречь педагогов от излишней эксплуатации детских эмоций. Нельзя превращать учебу в текущее на эмоциональном фоне развлечение. Чрезмерная яркость красок, избыток педагогических действий, искусственное привлечение наглядности, не относящихся к содержанию работы на уроках, отрицательно сказываются на качестве обучения. К сожалению, широко практикуются «показушные» уроки, на которых ребенок забывает от изумления закрыть рот, но которые ничего не дают ни уму, ни сердцу. Цветочки, грибочки, кружочки, листочки, медведи, зайцы, Мальвины, Буратины заполнили классы, вытеснив мысль и познавательный труд. Заметим, что в старой российской школе всякая наглядность исчезала уже во втором классе; никакие средства искусственного стимулирования учебы не допускались.