Принцип научности

 

Этот принцип обучения требует, чтобы ученикам предлагались для усвоения установленные наукой знания, что обеспечивается прежде всего содержанием школьного образования и строгим соблюдением принципов его формирования, т.е. наличием учебных планов и программ, с учетом реализации межпредметных связей.

Практика прогрессивных дидактических систем рекомендует ряд правил осуществления данного принципа, а именно:

...

 

• реализуя принцип научности, обучайте на основе новейших достижений педагогики, психологии, методики, передового педагогического опыта. Настойчиво внедряйте в практику рекомендации по научной организации педагогического труда;

• учитывая новейшие достижения дидактики и психологии начального обучения, используйте логику не только индуктивного, но и дедуктивного обучения, даже в начальной школе смелее вводите абстракции, позволяющие глубже понять конкретное. Однако избегайте абстракций, которые не получают полного определения в рамках школьного курса;

• каждое новое научное понятие повторяйте, применяйте и используйте на всем протяжении изучения предмета, ибо что не упражняется, то забывается;

• в методах преподавания отражайте методы научного познания, развивайте мышление учеников, подводя их к поисковой, творческой работе;

• не сводите ознакомление с новыми идеями, восприятие нового к одному отдельному акту: рассматривайте каждое явление в новых связях и отношениях;

• не упускайте возможности ознакомить учащихся с биографиями выдающихся ученых, их вкладом в развитие науки;

• применяйте новейшую научную терминологию, не пользуйтесь устаревшими терминами, будьте в курсе последних достижений;

• в связи с все увеличивающимся потоком научной информации главное внимание уделяйте ключевым проблемам, раскрывайте перед учениками основные идеи научных достижений, приучайте их следить за новой информацией, устраивайте их коллективное обсуждение;

• поощряйте исследовательскую работу школьников. Найдите возможности ознакомить их с основами доступной им опытнической работы, алгоритмами решения творческих задач. Помните о сензитивном периоде решения проблем;

• дайте ученику возможность пережить радость открытия, чувство успеха, удовлетворенности от познавательного напряжения;

• остерегайтесь двусмысленных фраз, которые могут стать причиной нездоровых представлений. В школе, особенно первой и второй ступени, нельзя допускать произвольного, искаженного толкования учениками сказанного учителем. Это, конечно, не значит, что не следует развивать детскую фантазию, остроту мыслей. Но серьезные вещи должны восприниматься серьезно и однозначно.