Описание методики

 

Как?

 

Чтобы учесть различные интересы, наклонности и учебные возможности учеников, учитель предлагает классу несколько альтернативных вариантов обучения. Они могут свободно выбрать, по какому варианту будут обучаться некоторое время, по окончании которого продолжат совместное обучение. Зачастую предлагается, например, вести параллельную индивидуальную работу в парах или в мини-группах. В рамках этой методики можно создавать группы по интересам.

 

Где и когда?

 

В тех случаях, когда имеется достаточно времени, чтобы опробовать различные варианты обучения. Методика подходит при наличии многообразия интересов и склонностей учеников.

 

Почему?

 

Эффективность обучения должна возрасти, если форма его соответствует интересам ученика. В рамках данной методики он выбирает наилучшую для себя форму обучения или учебный материал. Это усиливает мотивацию и самостоятельность.

...

 

Как видим, гораздо предпочтительнее понимать ученика, вместо того чтобы его всячески изменять. Следует ответить себе, почему он поступает так, почему не может иначе. Это намного полезнее и интереснее, чем заниматься критикой и понуканиями, к тому же развивает в учителе сочувствие, терпимость, доброжелательность. В современных рыночных условиях возникает много новых стимулов, возрождаются старые. Среди них и такие полузабытые, как долг и обязанность. Будем постепенно возрождать эти стимулы. Потребуем от детей отвечать хорошей учебой и поведением на заботы родителей, государства. Станем меньше эксплуатировать быстроисчезающий интерес.

 

Проверьте себя

 

Что означает мотивация учения?

Что такое мотивы учения и обучения?

Как классифицируются мотивы учения?

Какие группы мотивов наиболее действенны в современной школе?

Какие мотивы преобладают у младших школьников?

Назовите условия развития мотивации у младших школьников.

Что такое активность учения?

Как осуществляется активизация учебной деятельности школьников?

Сформулируйте закономерности действия интереса в обучении.

Назовите пути, способы, средства формирования интереса.

Охарактеризуйте связь интересов и потребностей.

Как осуществляются изучение и формирование мотивов учения?

Какие методы и приемы мотивации учеников вы могли бы назвать?

Как поддерживать положительное отношение к учебному труду?

Что означает стимулирование учения?

Какие стимулы учения используются в школе?

Какие стимулы рекомендует использовать гуманистическая педагогика?

Раскройте сущность правил стимулирования школьников.

Что делает учитель для стимулирования учения школьников?

Какие стимулы следует применять в особо трудных ситуациях?

 

Опорный конспект

 

Мотив – сила, побуждающая ученика учиться.

Группы мотивов – широкие социальные, узкие социальные, мотивы социального сотрудничества, широкие познавательные мотивы, учебно-познавательные мотивы, мотивы самообразования.

Мотивы учения младшего школьника – чувство долга, желание получить похвалу учителя, боязнь наказания, привычка выполнять требования взрослых, познавательный интерес, честолюбие, стремление утвердиться в классе, желание порадовать родителей, желание получать «пятерки», желание получить награду.

Активизация – побуждение к энергичному, целенаправленному учению.

Интерес – форма проявления познавательных потребностей, выраженная в стремлении познавать. Интерес зависит от: 1) уровня и качества приобретенных знаний, умений, сформированности способов умственной деятельности; 2) отношения школьника к учителю.

Стимул – «подталкивание» ученика с целью достижения необходимого результата.

Стимулы учения – желания детей, сравнение достижений, понимание учеников, интерес к их проблемам, признание достоинств, последствия поступков, одобрение успехов, привлекательность работы, справедливые требования, шанс исправиться, детское самолюбие, похвала учителя, сопереживающая критика, хорошая репутация.

Условия мотивации – создание привлекательного имиджа школы, учителя; исключение перегрузок школьников; воспитание ответственного отношения к учебному труду; создание условия для «победного» обучения; формирование прочных основ элементарных знаний, чтобы ученик видел свое продвижение в учебе; учет и удовлетворение индивидуальных запросов школьников; организация положительного, интересного общения детей между собой; утверждение ответственного отношения к ученикам и справедливости как ценностного его аспекта; формирование активной самооценки каждым школьником своих возможностей; утверждение стремления к саморазвитию, самоусовершенствованию.