Стимулирование учения
Стимулировать – значит подталкивать, побуждать ученика к чему-либо. Так уж он устроен, что без постоянных напоминаний, внутренних или внешних усилий, а часто и прямого принуждения не может сдвинуться с места, недостаточно активно трудится. Было время, когда нерадивое отношение к учению расценивалось как простая лень и для преодоления ее применялось такое же простое средство – принуждение в различных формах, в том числе и телесные наказания. Нынешний ребенок, как свободная, независимая личность, защищенная правами, требует иного подхода.
Учение для школьника – трудное дело. Одного лишь понимания того, что нужно учиться, далеко не достаточно. Нередко оказывается, что умом он все понимает, но его интеллект идет на поводу эмоциональных переживаний, связанных с непосредственными побуждениями, и тогда он ищет и находит оправдание для выбора более привлекательных для него занятий. В этом случае все решают правильно подобранные стимулы. Выбор и применение их в младшем школьном возрасте имеют свои особенности. Знание ребенка, его потребностей и желаний – ключ к правильному решению всех проблем.
На вопрос, что любят дети и чего они хотят, С.Т. Шацкий отвечает так:
«У детей сильно развит инстинкт общительности, они легко знакомятся друг с другом – игры, рассказы, неугомонная болтовня служат признаками этого инстинкта…
…Дети – настойчивые исследователи по природе, отсюда их легко возбуждающееся любопытство, бесчисленное количество вопросов, стремление все трогать, ощупать, пробовать…
…Детям необходимо проявлять себя, говорить о себе, о своих впечатлениях. Отсюда постоянное выдвигание своего „я“ и огромное развитие фантазии и воображения – это инстинкт детского творчества…
…Дети любят созидать, устраивать часто из ничего, дополняя недостающее воображением…
…Громадную роль в формировании детского характера играет инстинкт подражательности»[25].
Поняв это, нам не придется прибегать к искусственным стимулам, искать их вне круга забот, устремлений, здоровой природы подрастающего человека. Все ошибки происходят оттого, что учитель иногда не интересуется подлинными мотивами поведения ученика, скользит по поверхности событий, принимает во внимание лишь внешние и часто случайные акты поведения. Может ли он добиться устойчивого успеха, подобрать адекватные стимулы и правильно их применить? Вряд ли. Призыв изучать учеников приобретает новый смысл – изучать, чтобы найти и правильно использовать адекватные стимулы.
...
Подытоживая, подчеркнем, какое громадное значение имеет для ученика начальной школы осторожное и мягкое подталкивание – стимулирование. Учитель будет настойчиво изучать желания детей, чтобы находить способы стимулирования, исходя из их природы.