Назначение и классификация раздаточных коробок

Раздаточная коробка служит для передачи вращающего момента от вторичного вала на ведущие мосты колёсного трактора и автомобиля повышенной проходимости. Она может выполнять также назначение дополнительной КП, увеличивая общее передаточное число трансмиссии. Раздаточная коробка трактора общего назначения. Она включает в себя валы привода переднего и заднего мостов, валы привода ВОМ, а также ряд шестерен. Раздаточная коробка универсально-пропашного трактора. Она предназначена для привода переднего ведущего моста и закреплена сбоку КП. С помощью такой раздаточной коробки передний мост включает автоматически при буксовании задних колёс. Назначение и основные типы раздаточных коробок
Раздаточная коробка предназначена для распределения крутящего момента между несколькими ведущими мостами.
Простейшая раздаточная коробка состоит из ведущего 1 (рис. 119, а), промежуточного 4 и ведомого 5 валов, вала 8 привода переднего моста, шестерен 2, 3,6 я зубчатой муфты 7 включения переднего моста. Крутящий момент от коробки передач подводится к ведущему валу 1. Вал 5 постоянно соединен с главной передачей ведущего заднего моста автомобиля. При включении • привода переднего моста валы 8 и 5 жестко соединяются между собой зубчатой муфтой 7. Поэтому они вращаются с одинаковыми угловыми скоростями. Соотношение между крутящими моментами, подводимыми к главным передачам переднего и заднего мостов, при такой схеме раздаточной коробки соответствует соотношению сил сопротивления движению автомобиля на колесах этих мостов.
При движении на повороте передние управляемые колеса проходят больший путь и должны вращаться быстрее, чем задние неуправляемые: Поэтому при жестком соединении валов 5 и 5, при так называемом блокированном приводе, неизбежно проскальзывание колес относительно дороги, вследствие чего возрастает расход топлива и появляется циркуляция дополнительной мощности, что приводит к перегрузке деталей трансмиссии. Для устранения этих вредных явлений передний мост отключают при движении по дорогам с твердым покрытием и включают только на трудных участках дороги.
Устранить перечисленные отрицательные явления можно применением в раздаточной коробке межосевого дифференциала. Он позволяет валам 5я8 (рис. 119, б, в) вращаться с неодинаковыми угловыми скоростями. Распределение крутящих моментов между валами 5, 8 будет всегда одинаковым — 1:1 для симметричного дифференциала 9 (рис. 119, б) и 2:1 для несимметричного дифференциала 10 (рис. 119, б). Для повышения проходимости автомобилей межосевые дифференци алы иногда выполняют с принудительной блокировкой или самоблокирующимися.
Для движения автомобилей со всеми ведущими колесами в тяжелых дорожных условиях требуется, чтобы к ведущим колесам была приложена большая сила тяги. Для увеличения крутящего момента, подводимого к ведущим мостам, раздаточные коробки выполняют двухступенчатыми. При этом повышаются число передач и диапазон изменения передаточного числа трансмиссии автомобиля.