Банковский менеджмент
Менеджмент- наука о наиболее рациональной системе организации и управления.
Содержание менеджмента раскрывается по разному. В узком смысле слова менеджментсвязывают с организацией и управлением коллективом людей; в широком смысле ~ с организацией и управлением деятельностью банка и его персоналом.
Основу менеджментасоставляет человеческий фактор, заключенный в знании субъектом управления своего дела, умении организовать собственный труд и работу коллектива, а также в интересе к саморазвитию и творческой деятельности.
Центральной фигурой менеджментавыступает профессионал-управляющий, способный видеть перспективы развития дела, которым он занимается, умеющий быстро оценивать реальную ситуацию, находящий оптимальное решение для достижения поставленной цели. В связи с этим, менеджер должен обладать определенными профессиональными и личными качествами: высокой компетентностью, гибкостью мышления, умением идти на риск, напористостью, способностью реализовать намеченные планы, быть лидером в коллективе.
В развитых странах менеджмент относится к числу важных факторов повышения эффективности производства. В последние годы этому придается особое значение, поскольку знание менеджмента позволяет добиться высоких результатов при относительном снижении затрат и без дополнительного вложения капитала.
Основная цель менеджмента- получение прибыли за счет наиболее рациональной системы управления. Следовательно, менеджмент тесно связан с бизнесом, предпринимательской деятельностью, протекающей в странах с развитыми рыночными отношениями в условиях жесткой конкуренции. Чтобы выиграть или обладать оптимальными предпосылками для развития дела, необходимо постоянно совершенствовать систему управления, быстро овладевать накопленными знаниями в теории и практике, находить новые неординарные решения в меняющейся ситуации.
Стремление к получению прибыли - не единственная цель менеджмента. В современном менеджменте возрастает роль социальной этики, что делает главным в деятельности менеджмента фактор удовлетворения общественных потребностей. Стремление не к наживе, росту прибылей, а к расширению производства товаров и услуг, необходимых обществу - вот что определяет социальную этику предпринимательства.В последние годы к его целям относится также решение социальных проблем коллектива, без чего человек не может в полной мере реализовать свои потенциал и трудиться с полной отдачей сил.
Менеджмент как наукухарактеризуют следующие принципы, общие для всех сфер деятельности:
1. Направленность действий субъекта управления на достижение конкретных целей.
2. Единство целей, результата и средств их достижения.
3. Комплексность процесса управления, включающего в себя планирование, анализ, регулирование и контроль.
4. Единство перспективного и текущего планирования, обеспечивающего его непрерывность.
5. Контроль за принимаемыми управленческими решениями как важнейший фактор их реализации.
6. Материальное и моральное стимулирование творческой активности, успехов и достижений всего коллектива и каждого из его членов.
7. Индивидуальный подход к каждому члену коллектива, позволяющий максимально использовать его потенциал.
8. Заинтересованность работников в повышении квалификации, постоянной учебе и овладении новыми знаниями и сферами деятельности.
9. Ориентация на здоровый психологический климат в коллективе.
10. Гибкость организационной структуры управления, позволяющая решать функциональные и управленческие задачи.
Для банковского работника знание основ менеджмента важно вдвойне. Прежде всего, экономист банка должен уметь давать оценку уровня менеджмента на предприятиях, в организациях, кооперативах, являющихся клиентами банка или желающих ими стать.
В зарубежной экономической литературе отмечается, что качество менеджмента является важнейшим фактором финансовой устойчивости предприятий, их высокой кредитоспособности. В Германии примерно 40% фирм и частных предприятий терпит банкротство из-за плохого качества менеджмента. Поэтому оценка уровня менеджмента является одним из составных элементов анализа кредитоспособности клиента и определения степени риска в установлении кредитных отношений с ним.
В практической деятельности ряда коммерческих банков Германии используется рейтинговая оценка менеджмента на соответствующей фирме по 10-бальной системе.
Так, 1 балл - во всех областях высокая профессиональная и личная квалификация; 3 балла - хорошая квалификация, особенно в отдельных областях; 5 баллов - средняя квалификация; 7 баллов - заметная слабость в отдельных областях; 10 баллов -недостаточный уровень.
Увеличение баллов означает возрастание степени риска, при максимальном балле (10) установление кредитных отношений с фирмой считается проблематичным.
Для банка, работающего в условиях непрерывного изменения конъюнктуры денежного рынка, важное значение приобретает также собственный менеджмент, позволяющий наиболее успешно решать стоящие перед ним задачи.
Особенности банковского менеджмента.Банковский менеджмент имеет определенную специфику, обусловленную характером деятельности данного подразделения общественного разделения труда.
Как отмечалось, банк выступает своеобразным предприятием, занимающимся бизнесом. Он предоставляет на платной основе имеющиеся в его распоряжении кредитные ресурсы предприятиям, организациям, кооперативам, населению, государству, удовлетворяя их потребности в дополнительных денежных средствах.
Вместе с тем банк «работает» с чужими деньгами. В нем аккумулируются высвободившиеся из кругооборота денежные средства различных собственников: государственных предприятий и организации, акционерных предприятий и обществ, кооперативов, частных лиц. В результате, банк становится распорядителем и хранителем общественного капитала, что предполагает его ответственность перед владельцами за сохранность находящихся на счетах в банке денежных средств клиентов.
Итак, банк выступает выразителем не только своих, частных, интересов, но и общественных. Это сочетание интересов было свойственно банку всегда, без него невозможно обеспечить ликвидность баланса, а значит устойчивость банка на денежном рынке.
Одновременно в деятельности банка значительное место занимают договорные отношения, которые носят характер партнерских. Партнерским отношениямсвойственны такие черты, как доверие, взаимовыгодность, коллективность решений и действий. Неслучайно взаимовыгодность кредитной сделки предполагает коллективное обсуждение ее условий, умение идти на компромисс.
Каким образом сочетание частных и коллективных интересов отражается на содержании банковского менеджмента? Прежде всего, оно определяет специфику целей банковского менеджмента, которые состоят в:
1) обеспечении рентабельной работы банка как хозяйствующего субъекта в условиях денежного рынка;
2) обеспечении ликвидности баланса банка как гарантии надежности банка, соблюдении интересов кредитора и вкладчика;
3) максимальном удовлетворении потребностей клиентов в объеме, структуре и качестве услуг, оказываемых банком, обусловливающих длительность и устойчивость деловых связей;
4) сочетании успешного решения производственных, коммерческих и социальных проблем данного коллектива;
5) создании эффективной системы подготовки, переподготовки и расстановки специалистов, позволяющей наиболее полно реализовать их потенциальные возможности.
В соответствии с указанными целями банковский менеджмент ориентируется на выполнение ряда количественных, качественных и социальных показателей.
Количественные показателиимеют отношение ко всем сферам управления банковской деятельностью, используются для анализа и оценки общих результатов деятельности и включает в себя:
- количество клиентов банка и их счетов, объем депозитов, кредитных вложений, инвестиций;
- объем операций и услуг, совершаемых банком. Качественные показателиможно подразделить на три группы:
1. Показатели доходов и расходов банка, с помощью которых происходит управление рентабельностью банка.
2. Показатели скорости оборота средств, трудоемкости затрат на совершение операций, скорости обработки документов.
3. Показатели степени удовлетворения запросов клиентов по объему, структуре и качеству оказываемых банком услуг; способность банка обеспечить конфиденциальность деловых переговоров, сохранность информации.
Социальные показателихарактеризуют развитие профессиональной подготовки членов коллектива, их отношение к труду, степень решения социальных проблем.
Другая особенность банковского менеджмента связана с тем, что деятельность банка считается наиболее регулируемой со стороны государства в целях защиты интересов владельцев денежных вкладов и депозитов. Кроме подробных законов, регулирующих деятельность банков, существует ряд обязательных нормативов и предписаний, направленных на обеспечение ликвидности кредитных учреждений. Что это означает с точки зрения организации управления?
Во-первых, наличие определенных границ в самостоятельном принятии решений, обусловленных соблюдением обязательных нормативов и предписаний. Во вторых, необходимость, диктуемая менеджеру в условиях постоянной изменяющейся конъюнктуры денежного рынка, искать пути обеспечения ликвидности банка (исходя из установленных нормативов).
Особенностью управления банковской деятельностью является широта сферы управления, к которой относится денежный оборот и кредитные отношения на макро- и микроуровне, наличие значительного риска при выполнении денежных операций.
Указанный риск исходит из сложности сочетания многочисленных внутренних и внешних факторов, что характерно для денежного рынка, а значит и деятельности институтов, с ним связанных. Поэтому в банке применяется принцип коллективного принятия наиболее ответственных решений, используются разнообразные способы защиты кредитора от возможных рисков, осуществляется распределение прав в области совершения кредитных операций между основной конторой и филиалом банка.
Работа с клиентами, договорной характер ряда операций банка требует не только высокой экономической подготовки, но и хорошего знания основ психологии, права, деловой этики, умения вести переговоры, т.е. обусловливает специфику подготовки банковского специалиста.
Основные направления банковского менеджмента(далее - БМ) можно подразделить на две большие сферы:
1. Первая группа охватывает вопросы по организации и управлению экономическими процессами, находящимися в компетенции банка.
2. Вторая группа связана с организацией и управлением банковским коллективом.
Каждая из этих сфер имеет, в свою очередь, несколько направлений. Рассмотрим содержание основных из них.
I. Наиболее ответственной частью банковского управления является планирование, в процессе которого вырабатывается банковская политика, определяющая действие на перспективу. Составной частью этой работы выступает формирование концепции развития конкретного банка, установление текущих задач на соответствующий период, выработка мер по их реализации. Составными частями банковской политики выступают кредитная, депозитная, инвестиционная, процентная политика.
Важное значение имеет определение перспектив изменения количественных, качественных и социальных показателей развития банка, обоснование принципов осуществления его деятельности, выделение приоритетов и выбора методов организации работы.
2. Управление активами относится к числу важных направлений БМ. Оно реализует политику банка, намеченную на соответствующий период. В процессе управления активами ставится двуединая задача - обеспечить прибыльность работы банка при соблюдении ликвидности его баланса, что выполнимо только на основе систематического анализа и складывающейся ситуации вследствие целенаправленных действий на изменение структуры активов.
Известно, что разные активы приносят банку неодинаковые прибыль и имеют различную степень риска. Поэтому банки должны провести классификацию всех активов в зависимости от сроков вложения средств, их прибыльности и степени риска. Методы управления активами в значительной мере определяются особенностями задач, решаемых банком в соответствующий период. Вместе с тем наличие тесной связи в размещении активов в зависимости от структуры пассивов предполагает выработку теории управления активами и методики ее реализации. В странах с развитым денежным рынком в современных условиях управление активами осуществляется на основе экономико-математической модели, предполагающей установление определенной зависимости между размещением активов и состоянием пассивов при заданном нормативе рентабельности и ликвидности. При этом разрабатываются альтернативные варианты на различные экономические ситуации.
3. Управление пассивами представляет собой самостоятельное направление менеджмента, в процессе которого решаются следующие задачи:
- не допускать наличия в банке средств, не приносящих дохода, кроме той их части, которая обеспечивает формирование обязательных резервов;
- изыскивать необходимые кредитные ресурсы для выполнения банком соответствующих обязательств перед клиентами и развития активных операций;
- обеспечивать получение банком прибыли за счет привлечения «дешевых» ресурсов.
Каждая из этих задач имеет особые способы и приемы решения. Важное место среди них принадлежит депозитному проценту, его дифференциации в зависимости от срока вклада. Однако развитие пассивных операций банка, означающее не столько увеличение их объемов, сколько разнообразие их видов, предполагает в качестве первоосновы наличие денежного и финансового рынка, устойчивости денежного оборота.
Задачи менеджмента заключаются в следующем:
1. Управление собственными средствами банкаимеет особо важное значение для обеспечения его ликвидности и платежеспособности. При расширении активных операций банка и росте объема депозитов возникает необходимость увеличивать собственный капитал банка. Управление собственным капиталом банка предполагает обоснование критериев его достаточности, а также выбор показателей, позволяющих оценивать эту достаточность. Эффективным инструментом управления собственным капиталом банка выступает политика в области дивидендов по выпущенным банком акциям. Повышение дивидендов влечет за собой рост цены на акцию, а следовательно, возможность продажи дополнительных акций и роста собственного капитала.
2. Управление рентабельностью работы банкапредполагает контроль за его доходами и расходами, за предельными издержками по привлеченным средствам и предельными доходами от кредитования и инвестиций, за обеспечением стабильности финансовых результатов, за риском потерь. Особое внимание уделяется анализу сомнительных и убыточных операций, причин увеличения спекулятивных операций в деятельности банка, оказывающих влияние на величину получаемой банком прибыли.
3. Управление рисками в банковской деятельности является риск менеджментом.
В банковской деятельности риск присутствует при выполнении различных операции: это и риск возврата кредита и процентов за него, и риск своевременного получения средств поставщиком, риск получения прибыли, риск ликвидности и др.
Без риска нет предпринимательства, поэтому выступает вопрос об умении управлять им. Главные задачи, которые решаются в процессе управления рисками, заключаются в том, чтобы:
- распознать возможные случаи возникновения риска;
- оценить масштабы предполагаемого ущерба;
- найти способы предупреждения или источники его возмещения. Управление риском строится на изучении в прошлом всех случаев возникновения ущерба, прогнозировании вероятности их появления для данного конкретного клиента, предварительном обосновании способов предупреждения или возмещения возможного ущерба. Такая постановка вопроса для нашей практики является новой и потому представляет особый интерес. В связи с этим, разработка методических указаний по прогнозированию и оценке возможных рисков в банковской деятельности составляет первоочередную задачу.
Проблема управления риском тесно связана с организацией деятельности банка, системой ответственности и экономического стимулирования труда банковского работника.
В зарубежной практике для снижения риска принятия необоснованного решения при совершении отдельных кредитных операций используется принцип разграничения компетенции. Так, решение о кредитовании предприятий в особо крупных размерах или на особо рисковые операции не может принимать филиал банка. Зачастую это делает коллективный орган управления.
4. В содержание менеджмента также входит разработка концепции управления трудовым коллективом.
Зарубежный опыт представляет две модели менеджмента:
• японскую, которая базируется на признании роли коллектива в достижении высоких конечных результатов деятельности банка;
• американскую, которая ориентируется на личность, имеющую решающую роль во всей деятельности коллектива.
Применительно к двум исходным идеям строится вся система управления, включающая в себя принятие решений, ответственность сотрудников, организацию контроля, отношения руководителя с подчиненными, систему оплаты труда, оценку качества управления, подготовку менеджеров и т.д.
Главная задача в управлении коллективом состс подчиненными, систему оплаты труда, оценку качества управления, подготовку менеджеров и т.д.
Главная задача в управлении коллективом состоит в способности менеджера создать условия для реализации каждым сотрудниках своих потенциальных возможностей, порождать в сотрудниках энтузиазм, желание выполнять те или иные задачи.
Социологические исследования, проведенные зарубежом показали, что преуспевание в финансовом отношении на 85% обусловливается умением менеджера общаться с коллегами, т.е. его личными качествами и способностью руководить людьми.
В руководстве коллективом важны три фактора,которые должен знать менеджер:
• умение организовать работу коллектива;
• способность общаться с каждым сотрудником;
• умение найти способ воздействия на каждого для решения поставленных коллективом задач.
Умение менеджера организовать труд коллектива базируется на способности четко распределить обязанности между его членами, ставить конкретные задачи, выразить их определенными показателями (количественными и качественными), предусмотрев время на выполнение соответствующего задания, обеспечить информационную базу и технические средства, определить очередность выполнения заданий, исходя из их классификации на срочные и важные.
Способность менеджера общаться с членами коллектива в значительной мере зависит от личных качеств менеджера, знания им индивидуальных особенностей каждого сотрудника, понимания того, что результат работы коллектива людей в большой степени зависит от стиля общения руководителя и подчиненного.
В деловом мире развитых стран существует принцип, что на предприятиях власть принадлежит исполнителям. Потому важное значение имеют сила убеждения, уважительный тон разговора, обстановка, в которой происходит деловая беседа, учет индивидуальных особенностей собеседника.
Стиль поведения руководителя с подчиненным может быть двух видов:
1) на основании директивных указаний, сопровождаемых объяснениями;
2) при предоставлении широких прав в принятии решений,
в проявлении инициативы.
Выбор соответствующего вида поведения зависит от степени компетентности и заинтересованности сотрудника в повышении результатов своего труда.
Во Франции по этим критериям выделяют четыре типа специалистов, определяющих тот или иной вид поведения руководителя:
1) некомпетентный и незаинтересованный в результатах труда (использует директивно-побудительный вид поведения);
2) некомпетентный, но заинтересованный в результатах труда (как правило, молодой специалист (требует постоянного руководства);
3) компетентный, но не заинтересованный (необходимо создать систему заинтересованности);
4) компетентный и заинтересованный (предоставляет широкие права для проявления инициативы). Умение найти способы воздействия на коллектив для его энтузиазма и желания эффективно трудиться. Это наиболее ответственная и сложная задача менеджера. В связи с этим, важное значение имеет способность менеджера акцентировать внимание на достижениях каждого сотрудника: уметь выразить благодарность за достигнутый результат, создать материальные и моральные стимулы к труду. Все это требует специальной системы подготовки и переподготовки менеджеров. Система подготовки менеджеров должна предусматривать не только профессиональное обучение, но и овладение методами управления коллективом, искусством делового общения.