Анализ документов

Документ– носитель данных (бумага, кино- и фотопленка и т.п.) с записанной на нем информацией, предназначенной для ее передачи во времени и пространстве.

Типы документов:

1) личные (карточки, формуляры, бланки, письма, заявления) и безличные (архивы, данные прессы);

2) официальные (правительственные материалы, статистки, документы организаций) и неофициальные (личные материалы, безличные документы);

3) первичные (результаты прямых наблюдений или опросов) и вторичные (результаты, собранные другими исследователями для других целей, нпр статистические данные);

4) анализ текста без использования процедур измерения называют качественным (традиционным). Качественный анализ документов применяется, когда документальные данные неполны или недостаточны для массовой обработки. Распространен контент-анализ(количественный анализ документов). При этом различают: смысловые (качественные) и единицы анализа (единицы счета, количественные единицы). Смысловые единицы изучаются по частоте их упоминания по отношению к другим категориям, количественные единицы исследуются по площади текста, длительности трансляции и т. д. Контент-анализ применяется, когда качественные характеристики появляются с достаточной частотой и требуется высокая точность при сопоставлении данных.

Наблюдение-изучение поведения человека в естественных условиях. Применяется для проверки достоверности данных, полученных другими методами (опросом, анализом документов), а также для качественного анализа собранных материалов.

Виды наблюдения:1) В зависимости от положения относительно объекта: включенным (если наблюдатель становится членом изучаемой им группы) и невключенным.

2) В зависимости от элементов контроля - контролируемое и неконтролируемое.

3) По степени формализованности наблюдения - структурированное или неструктурированное. При неструктурированном наблюдении исследователь не определяет заранее, какую именно ситуацию он будет наблюдать. При структурированном наблюдении исследователь заранее определяет, какие ситуации имеют наибольшее значение и сосредоточивает на них свое основное внимание.

4) По условиям– полевые (в естественных условиях) и лабораторные.

5) Самонаблюдение – особый вид, при котором исследователь пользуется не только данными о поведении наблюдаемого, но и его оценками тех или иных фактов, собранных в автобиографиях, письмах, дневниках.

Эксперимент – изучение поведения человека в искусственно созданных условиях.

Типы экспериментов:

- реальный и мыслительный. Реальный эксперимент предполагает вмешательство экспериментатора в естественный ход событий. Он может быть контролируемым и неконтролируемым. При мыслительном эксперименте экспериментатор не вмешивается в ход эксперимента. Особой разновидностью мыслит. эксп- та. является эксперимент «экс-пост-факто», при котором предполагается сбор данных для проверки гипотез о причинных связях. Реальный эксперимент всегда является проективным (т. е. направленным в будущее), мысленный эксперимент обычно ретроспективный, направлен в прошлое, т.к. факты уже свершились.

- однофакторные и многофакторные. В однофакторных эксп- тах проверяются гипотезы о наличии причинно-следственной связи одной независимой переменной, в многофакторных - целого комплекса переменных в их взаимодействии.

- параллельные (симультанные) и последовательные (сукцессивные). В паралл. Эксп- те создаются две группы – экспериментальная и контрольная. Сопоставление двух групп выявляет разницу и позволяет судить о том, произошли изменения или нет. В последовательном эксперименте контрольная группа отсутствует.