Глобальные проблемы современности: общие черты и иерархия. Сущность процессов глобализма

С точки зрения общечеловеческого подхода, противоречия общественного прогресса на современном этапе аккумулируются в глобальных проблемах человечества. К глобальным проблемам в первую очередь относятся:

1. Проблема предотвращения войны и утверждения мира на земле.

2. Проблемы, вызванные экологическим кризисом.

3. Демографические проблемы (популяционистские и депопуляционистские).

4. Проблемы человеческой духовности (образования, здравоохранения, культуры) и бездуховности (потери общечеловеческих ценностей как внутренних ориентиров человека).

5. Проблема преодоления отрицательных последствий НТР, компьютерной революции, информационного взрыва.

6. Проблема преодоления человеческой разобщенности, вызванной различным экономическим, политическим, духовным развитием стран
и народов.

Эти и другие проблемы — глобальные, так как, во-первых, по сути своей, они затрагивают интересы всего человечества и его будущее. Они всемирные, их нерешенность создает угрозу для будущего всего человечества, причем эта угроза идет в двух направлениях: гибель человечества или регресс в условиях длительной стагнации.

Во-вторых, это те проблемы, которые требуют для своего решения объединения усилий всего человечества.

Несмотря на разительные контрасты в области материальной и духовной культуры, правомерно говорить о становлении единой цивилизации на нашей планете. Но ее утверждение и развитие невозможно без всеобщего признания таких фундаментальных гуманистических принципов, как свобода выбора народами своего будущего, возрастающая многовариантность социального прогресса и верховенство общечеловеческих интересов над бесконечностью центробежных сил. История, объективно развиваясь, поставила на повестку дня вопрос о необходимости перехода от конфронтации в разных сферах бытия к диалогу, от идеологического
и религиозного фанатизма к терпимости и плюрализму мнений и взглядов, от непримиримого противоборства к согласию в развитии разных социальных систем на основе взаимной военной, экологической, экономической безопасности для всех народов.

Таким образом, глобальные проблемы современности порождают,
в конечном счете, именно неравномерность развития мировой цивилизации. Техническое могущество человечества колоссально превзошло достигнутый им уровень общественной организации, политическое мышление явно отстало от реальной политической действительности, а побудительные интересы и цели, нравственные ценности подавляющей части человечества оказались весьма далекими от социальных, экономических
и демографических императивов эпохи.

В настоящее время приоритетность предотвращения мировой термоядерной войны по отношению ко всем остальным глобальным проблемам осознана всей мировой общественностью. Доказательство тому: проведение международных форумов «За безъядерный мир, за выживание человечества», создание международного фонда «За выживание и развитие человечества», реализация договора о ликвидации ракет средней и малой дальности, успехи в урегулировании многих региональных конфликтов, расширение политического доверия между странами, обладающими ядерным оружием и т. д.

Вторая глобальная проблема современности и по содержанию, и по значимости для существования и развития рода человеческого — это экологическая проблема, которая является кризисом общества.

Экологический кризис, по своей сущности, это кризис общества. Он есть результат противоречий между действием законов общества и естественными законами природы. Эти противоречия привели к тому, что за весьма короткий срок были подорваны механизмы саморегуляции биосферы, и самым уязвимым в ней стал человек. Если низшие биологические организмы за весьма короткое время приспособились к этим изменениям, а часть из них мутировали в неизвестном, и в этом случае,
небезопасном для человека направлении, то перед человеком возникла реальная опасность физической и умственной деградации.

Причин и составляющих экологического кризиса много, и они не равны по значимости: демографический взрыв (биосфера была устойчива, пока население Земли не превышало двух миллиардов человек); несовершенство техники и технологии; колоссальное химическое загрязнение окружающей среды; бесплановая урбанизация и т. п. материальные, объективные причины. Но, пожалуй, самая главная причина — низкий уровень духовной культуры, выразившийся в том числе в экологическом
невежестве человека и человечества. Об этом необходимо сегодня помнить и говорить особо.

Экологическая катастрофа на наших глазах из мрачного прогноза «Римского клуба» превратилась в неотвратимую реальность. Сегодня вопрос стоит не о том, как ее избежать, а о том, как ее пережить, смягчить и затормозить негативные последствия техногенеза прежде всего.

Существенно меняется на планете и демографическая ситуация. Известно, что наряду с природой народонаселение выступает как материальный фактор, определяющий возможности развития общества. То есть будучи основой и субъектом общественного развития, демографический фактор оказывает воздействие на все компоненты общественного развития, хотя сам он в то же время подвержен их влиянию. Нет сомнения
в том, что всякому исторически определенному экономическому укладу, определенной социальной организации свойственны свои законы роста населения и перенаселения. Но в реальной действительности эти связи
не столь однозначны и прямолинейны.

Рост населения, вызванный «демографическим взрывом», сопряжен
с серьезными экономическими проблемами и последствиями, хотелось бы думать, что только для самих этих стран, так как здесь идет интенсивный прирост не «рабочих рук», а вначале «ртов». Но вряд ли это так. Известно, что, если население растет темпами 1 % в год, то «демографические инвестиции» в экономику должны составлять 4 %, для того, чтобы не падали темпы экономического роста и не снижался по всем параметрам жизненный уровень. Следствие — голод, рост нищеты и материальной,
и духовной.

Нельзя сбрасывать со счетов возможные политические последствия «демографического взрыва» в развивающихся странах для всего мира, что находит свое выражение уже сегодня, например, в геополитических притязаниях некоторых из них.

Но особо необходимо остановиться на медико-биологических проблемах современного человечества. Они возникли на пересечении демографического, экологического, экономического, нравственного кризисов современного общества и являются их обобщающим результатом. Речь идет не только о телесном здоровье, которое в цивилизованном обществе всегда стояло на одном из первых мест в системе человеческих ценностей.

Наконец, в ряду глобальных проблем не менее страшная угроза — кризис человеческой духовности. Практически все светские и религиозные, мировые и региональные, древние и новые идеологии не могут сегодня даже сколько-нибудь доказательно ответить ни на актуальные проблемы эпохи, ни на вечные запросы духа.

Социологи считают, что современное риск-ориентированное общество — это продукт не только осознания последствий научных и технологических достижений. Его семена содержатся в расширении исследовательских возможностей и самого знания.

Э. Гидденс видит главную рискогенную характеристику современного общества в нарастающей взаимосвязи повседневных решений и глобальных последствий.

По его мнению, глобализационные процессы способствуют усилению дальнодействия рисков. Можно говорить о глобализации самих рисков. Она обусловлена ростом числа взаимозависимых событий в мире. Кроме того, современное общество взращивает в себе институционализированную среду риска: такова, например, система фондовых рынков, малейшие колебания конъектуры которых влияют на инвестиционные процессы во всем мире, затрагивая благосостояние огромного количества людей. Наконец, хотя в современном обществе научные и обыденные знания о рисках доступны большинству людей и общество в целом перенасыщено соответствующей информацией, эти знания даже на экспертном уровне вовсе не гарантируют минимизации рисков.

По У. Беку, существует три вида глобальных опасностей:

1. Конфликты, связанные с «пороками», которые являются обратной стороной «выгод», т. е. вызванные стремлением к обогащению технико-индустриальные угрозы (такие, как озоновые дыры, парниковый эффект, а также непредвиденные, не принимаемые в учет последствия генной
инженерии и ретрансплантационной медицины).

2. Разрушение окружающей среды и технико-индустриальные опасности, обусловленные бедностью. Комплексный анализ условий жизни населения, сокращения генетических и энергетических ресурсов, функционирование промышленности, питания и расселения людей со всей очевидностью показывает, что все это тесно взаимосвязано и не может рассматриваться вне зависимости друг от друга. Применительно к угрозам, вызванным богатством и бедностью, речь идет о «номинальных опасностях», которые чаще всего возникают в результате отсутствия
(в данной стране) или использования непродуманных мер обеспечения безопасности и, таким образом, распространяются по всему миру.

3. Угроза применения оружия массового уничтожения (атомного, биологического, химического), напротив, связана с чрезвычайным положением во время войны (в отличие от исходящей от этого оружия потенциальной угрозы). Опасность регионального или глобального самоуничтожения ядерным, химическим или биологическим оружием не устранена
и после прекращения конфронтации между Востоком и Западом, скорее, она вырвалась из-под контроля сверхдержав, попавших в «патовую атомную ситуацию».

К опасностям военно-государственной конфронтации добавляются опасности (надвигающегося) фундаменталистского терроризма и терроризма частных лиц. И совсем нельзя исключать того, что в будущем новым источником опасности станет не только военно-государственное, но и частное владение оружием массового уничтожения и сложившийся на этой основе (политический) потенциал угроз.

Бек отмечает, что в сравнении с опасностями прошлого риск, связанный с современным уровнем модернизации имеет качественно иной характер: ситуации риска непредсказуемы, слишком многочисленны, чтобы их контролировать. Не воспринимаются органами чувств (например, радиация) и глобальны.

Сегодня возможно возникновение новых социальных сил и общностей, сплоченных тревогами и страхом перед негативными возможностями, объединяемых солидарностью жертв. Политическая нестабильность, возникающая на этой почве и подогреваемая включением в игру новых политических сил, делает общество риска еще более непредсказуемым. Индивиды все больше испытывают недоверие к сложившимся политическим институтам, разочарование в их пригодности для обеспечения безопасного существования. Отсюда периодически возникающая потребность в наличии «твердой руки», способной навести в обществе порядок, и повысить, тем самым, уровень определенности. Поэтому в обществе риска, несмотря на высокий уровень технологии и культуры, сохраняется возможность возврата к авторитарным и даже тоталитарным формам организации социального порядка.

Итак, риски, угрозы и вызовы во всем своем многообразии оказывают неоднозначное и многоплановое воздействие на безопасность общества
и личности. Разумеется, наиболее безопасным, с точки зрения социальной динамики, состоянием является стабильность. Проекты глобального мира содержат также попытку анализа возникших противоречий в мировом сообществе. Целесообразно выделить следующие основные виды противоречий.

Первую группу составляют противоречия между постиндустриальными странами и остальными регионами мировой системы. Разрыв, отделяющий их, — огромен. Увеличивающийся разрыв способствует нарастанию противостояния. Для большинства стран результатом эры постиндустриализации стало обостренное понимание недостижимости западных стандартов и западного уровня потребления. Усиливающееся чувство ущемленности способно вызвать взрыв ненависти. Огромные миграционные потоки, с которыми уже не в силу справиться ведущие державы, также актуализируют эту проблему. К тому же быстрые темпы развития Китая, стран Тихо-Азиатского региона и их возможная консолидация могут создать новые мировые центры, противостоящие Западу. Вот почему так необходимы сегодня международные системы регулирования, способные умерить всесилие ТНК, глобальный монополизм, поднять уровень регулирования хотя бы на уровень глобальных монополий.

Во-вторых, группа противоречий между регионами мировой системы, между полупериферией и периферией. Конкуренция между ними за место в технологической пирамиде, за власть, за рынки сбыта и т. д. будет только нарастать. Нынешний мировой порядок на основе монополизма нескольких стран или одной является беспрецедентным в истории и бросает вызов большей части человечества. Концентрация «информационного сообщества» в наиболее развитых странах приводит к нарастанию противостояния между «золотым миллиардом» человечества и остальной его частью.

В-третьих, противоречия внутри постиндустриального мира, о возможности существования которых даже не подозревали всего несколько десятилетий назад. Это и противоречие между странами «Большой восьмерки», и противоречия внутри самого постиндустриального общества, которое не смогло, не смотря на все экономические и технические достижения, решить многие насущные проблемы. Одно из них состоит в том, что внутри постиндустриального (информационного) общества происходит обособление групп людей, работающих с информационными технологиями. Эти обособленные группы образуют «внутреннее информационное общество», находящееся в изоляции. Они имеют лучшие условия жизни, работы, пользуются востребованностью и признанием. Не все население даже в этих странах может поспеть за скоростью технологического прогресса. Поэтому на одном полюсе этого общества скапливается творческая активность одной части людей, имеющих власть над информационным пространством. А на другом — та часть, которая не смогла перейти в информационный сектор, ушла в «никуда», откуда нет возврата в быстро меняющийся мир. Эта верхушка общества выделяется в особую элитарную социальную группу, в руках которой важнейшие ресурсы социального прогресса — знания и информация. В то время, как эта группа не ставит своей целью приобретение материального богатства, а ориентирована на самореализацию, другая часть, не имеющая ни способностей для работы с высокими технологиями, ни достаточного образования, пытается решить прозаические, экономические задачи — задачи материального выживания. Однако особая, отчужденная группа общества, распоряжается основной частью общественного достояния, которое перераспределяется в ее пользу. Так вновь возрождается социальное противостояние, деление на угнетаемую и угнетенную страты. Таков багаж противоречий, с которыми вступает в XXI в. целостный и глобальный организм.

Но уже сегодня можно указать на некоторые определенные надежды, предпосылки преодоления глобальных кризисных коллизий, которые помогут отвести от человечества вселенскую угрозу:

1) развертывание информационной революции. Она может создать объективную предметную основу, которая позволит отвести термоядерную и экологическую угрозу, нависшую над человечеством;

2) утверждение как доминирующего типа мирового хозяйства смешанной рыночной и социально защищенной экономики с элементами конвергентного типа. Эта форма экономических отношений будет способствовать увязке интересов разных хозяйственных субъектов, нахождению баланса между экономической эффективностью и социальной справедливостью;

3) становление принципа ненасилия и демократического согласия во всех типах социальных и личностных отношений. Необходимо развенчать утвердившееся издревле в сознании людей мнение, что «насилие — это органичный для людей способ взаимного общения» (Ницше), что «агрессивность — неустранимый момент человеческого поведения» (Фрейд). Идеал ненасилия, о котором говорили многие, от Иисуса Христа до Л. Н. Толстого, может перестать быть только манящей далекой целью, идеалом и превратиться в определяющий регулятив человеческих отношений;

4) объединительные (экуменические) процессы духовной жизни, как
в светском, так и в религиозном варианте. Терпимость (толерантность), отказ от духовного противостояния, освещенного идеологией, плюрализм мнений. Это разумное признание того, что мир многомерен, разнообразен, и иным быть не может и не должен. А жить всем нам надо в этом мире, и устранение нетерпимости, ксенофобии, покровительствующего мессианства — одно из главных условий жизни нынешнего и будущего человечества;

5) это идущая неуклонно межэтническая и межкультурная интеграция при сохранении автономности и уникальности каждого этноса и каждой культуры. Универсализация культуры и сохранение самобытности, оригинальности, взаимопроникновение культур и заимствование «находок народов друг у друга»;

6) прорыв в области интеллектуального поиска. Переход человеческого интеллекта от «состояния умственной удовлетворенности к состоянию озадаченности, удивления». Естественный интеллект, сопряженный
с «искусственным», дополнение творческих возможностей человеческого мозга креативными возможностями компьютерных систем.