Анализ целей, устанавливаемых по направлениям деятельности организации
Цели совершенно необходимы для успешного функционирования и выживания организации в долгосрочной перспективе. Однако если цели неверно или плохо определены, это может привести к очень серьезным негативным последствиям для организации.
Наиболее распространенные направления, по которым в деловых организациях устанавливаются цели:
- область прибыльности (величина прибыли, уровень рентабельности, доход на акцию предприятия)
- область положения на рынке (доля рынка), объем продаж, доля рынка относительно конкурентов, доля отдельных продуктов в общем объеме продаж
- область производительности (издержки на единицу продукции) материалоёмкость, фондоотдача, трудоёмкость.
- Область финансовых ресурсов, структура капитала, поток денежной наличности
- Область мощностей организации, размер используемых мощностей, количество единиц техники
- НИОКР, % величина затрат на выполнение проекта в области научно-исследовательских работ, сроки введения в действие нового оборудования, сроки выведения нового продукта на рынок и др.
- Область работы с покупателями (объем обслуживания клиентов)
- Область персонала (текучка кадров), увеличение квалификации работников
- Оказание помощи обществу (объем благотворительности, сроки проведения благотворительных акций)
Естественно, что при установлении целей очень трудно свести воедино разнонаправленные интересы субъектов влияния. Собственники ожидают, что организация обеспечит высокую прибыль, большие дивиденды, рост курса акций и безопасность для вложенных капиталов. Сотрудники желают, чтобы организация платила им высокую заработную плату, давала интересную и безопасную работу, обеспечивала условия для роста и развития, осуществляла хорошее социальное обеспечение и т.п. Для покупателей организация должна предоставлять продукт по подходящей цене, соответствующего качества, с хорошим обслуживанием и другими гарантиями. Общество требует от организации, чтобы она не наносила ущерба окружающей среде, помогала населению и т.п. Все это должны учитывать менеджеры и составлять цели таким образом, чтобы в них находили воплощение эти разнонаправленные интересы субъектов влияния.