Тоеретические модели как элемент внутренней организации теории.
Модели играют больш роль в нау-теор познании. Они позв представить в нагл форме объекты и процесс, недоступные для восприятия,# модель атома. Теоетич модели отражают строение, св-ва и поведение реальных объектов. Построение науч модели яв-ся рез-ом взаимодейств субъекта науч-познав деятельности с реальностью. $ точка зрен, что первич модели м/о оценивать как метафоры, основанные на набл-х и выводах, сделанных на основании набл-ий, способствующих наглядному представлению и сохран-ю информации. И. Локатос: процесс формирования первичных теор-их моделей м/т опираться на программы троякого рода: 1) { Евклида, 2) эмпиристская программа, 3) индуктивистская программа. Все три программы исходят их организации знания как дедуктивной {.
Евкл-ая программа: всё м/о дедуцировать из кон-го мн-ва тривиальных истинных высказываний, она содержит сугубо ист-ые высказ-я, но не работает ни с предложениями, ни с опровержениями. Знание, как истина, вводится на верхушку теории и без к-л деформации «стекает» от терминов-примитивов к определяемым терминам.
Эмпиристская прог-ма стоится на основе базовых предложений, имеющих общеизв-ый эмпирический хар-р. Эмпиристы не м/т допустить иного введения смысла, чем внизу теории. Е/и эти положения оказ-ся ложными, то данная оценка проникает вверх по каналам дедукции и наполняет всю {. => эмпир-ая теория предположительна и фальсифицируема. И евк и эмп теории операются на интуицию.
Индук-ая программа – «возникла в рамках усилий соорудить канал, посредствам кот истина теч вверх от базисных положений, и, т.о., установить дополн логич принцип, принцип ретранляции истины». Поппер показал, что снизу вверх не м/т идти даже частичная передача истины и значения.
Развитая теория. В науке классического периода развитые теории создавались путем последовательного обобщения и синтеза частных теоретических схем и законов.
В частности, в классической физике шла последовательная подстановка в аналоговую модель: подстановка означает, что абстрактные объекты, транслированные из одной системы знаний (#, из системы знаний об электричестве и магнетизме) соединяются с новой структурой ("сеткой отношений"), заимствованной из другой системы знаний (в данном случае из механики сплошных сред). В результате такого соединения происходит трансформация аналоговой модели. Она превращается в теоретическую схему новой области явлений, схему на первых порах гипотетическую, требующую своего конструктивного обоснования.
Процесс обоснования предполагает выработку образцов работы с теоретическими моделями, которые возникают в процессе формирования теории. Эти образцы включаются в ее состав как набор некоторых решенных задач, по образу и подобию которых должны решаться другие теоретические задачи. Трансляция теоретических знаний в культуре означает также трансляцию в культуре образцов деятельности по решению задач. В этих образцах запечатлены процедуры и операции генерирования новых гипотез (по схеме: картина мира - аналоговая модель - подстановка в модель новых абстрактных объектов). Поэтому при усвоении уже накопленных знаний (в процессе формирования ученого как специалиста) происходит усвоение и некоторых весьма общих схем мыслительной работы, обеспечивающих генерацию новых гипотез.
В развитой науке теоретические схемы создаются вначале как гипотетические модели, а затем обосновываются опытом. Их построение осуществляется за счет использования абстрактных объектов, ранее сформированных в сфере теоретического знания и применяемых в качестве строительного материала при создании новой модели.
Большинство теоретических схем науки конструируются не за счет схематизации опыта, а методом трансляции абстрактных объектов, которые заимствуются из ранее сложившихся областей знания и соединяются с новой "сеткой связей". Как исследователь создает гипотезу, как выбирает компоненты для новой теоретической модели?
Хотя такой выбор и представляет собой творческий акт, он имеет определенные основания. Такие основания создает принятая исследователем картина мира. Вводимые в ней представления о структуре природных взаимодействий позволяют обнаружить общие черты у различных предметных областей, изучаемых наукой. Тем самым картина мира "подсказывает", откуда можно заимствовать абстрактные объекты и структуру, соединение которых приводит к построению гипотетической модели новой области взаимодействий.
Таким образом, в процессе выдвижения гипотетических моделей картина мира играет роль исследовательской программы, обеспечивающей постановку теоретических задач и выбор средств их решения.
Таким образом, генерация нового теоретического знания осуществляется в результате познавательного цикла, который заключается в движении исследовательской мысли от оснований науки, и в первую очередь от обоснованных опытом представлений картины мира, к гипотетическим вариантам теоретических схем. Эти схемы затем адаптируются к тому эмпирическому материалу, на объяснение которого они претендуют. Теоретические схемы в процессе такой адаптации перестраиваются, насыщаются новым содержанием и затем вновь сопоставляются с картиной мира, оказывая на нее активное обратное воздействие. Развитие научных понятий и представлений осуществляется благодаря многократному повторению описанного цикла. В этом процессе происходит взаимодействие "логики открытия" и "логики оправдания гипотезы", которые выступают как взаимосвязанные аспекты развития теории.
Коротко познавательный цикл можно описать следующим образом: движение от оснований науки к гипотетической модели, ее конструктивному обоснованию и затем вновь к анализу и развитию оснований науки.
Развитие теоретического знания на уровне частных теоретических схем и законов подготавливает переход к построению развитой теории.