Методика изучения табличных случаев умножения и деления в концентре «Сотня»
Изучение в концентре «Сотня», предполагает усвоение таблицы умножения однозначных чисел и соответственно случаев деления.
Умножение определяется через сложение, деление через умножение. Главным наглядным средством является таблица. Умножение и деление вводится с помощью задач с одинаковым слагаемым, которые допускают наглядные иллюстрации.
Формулировка задания: записать выражение к задачам.
1. Автомобиль может одновременно перевезти 4 человека. Ско-ко людей смогут перевезти за поездку 3 автомобиля? 4+4+4
2. Один пакет картофеля 3 кг. Купили 3 таких. Ско-ко кг получилось? 3+3+3
Эти суммы можно записать иначе: 4х3 и 3х3.
1-ый множитель показывает, чему равно каждое слагаемое, а 2-ой-ск-ко слагаемых в сумме. Выражение 4х3 -произведение
Можно предложить :
· Самим придумать задачи к выражению 5+5+5 и 5х3
· Представить произведение в виде суммы 2х4
· Сумму в виде произведения 5+5+5+5=5х4
Тема деления более сложная, т.к. опоры на умножение еще нет, умножение новая операция, значит задачи+наглядности
1. Для перевозки 12 человек нужно несколько автомобилей. Один автомобиль может взять 4 человека. Ск-ко автомобилей нужно?
2. Масса 1 пакета -3 кг. Купили 9 кг. Ск-ко пакетов всего?
Решение с помощью наглядности: 12 кружков раскладыват группами по 4, подсчитывают количество групп. Сообщается, что число 12 поделить на 4 получается 3. Записывается: 12:4=3 — называются компоненты. Связь между умножением и делением показывается через обратные задачи.
Переместительное свойство может быть «открыто» учащимся (детям —прямоугольник из клетчатой бумаги. Подсчитать кол-во клеток (сколько клеток в столбике и сколько столбиков, сколько клеток в ряду и сколько рядов). Делаются соответствующие записи: 4х3=12, 3х4=12.
Изучение табличных случаев, необходимо учитывать:
1)запоминание будет успешнее, если изучать случаи умножения чисел одновременно со случаем умножения на это число.
2)опора на ранее изученные случаи умножения.
3) умножение и деление взаимнообратные операции,значит опора на соответствующие случаи деления
Мотивировать изучить таблицу наизусть (быстро, без ошибок). Составление таблицы должно возникать на глазах у детей, чтоб они уловили принцип ее составления. Табличная запись с соответствующим ему примером сложения, с примером на перестановку множителей и два примера на деление. Работа обязятельно дублируется на доске: 2х2=2+2=4
2х3=2+2+2=6 3х2=6 6:2=3 6:3=2
Обратить внимание, что следующий результат получен из предыдущего