Аксиомы как юридические предписания

 

Аксиомы, если рассматривать их как юридические предписания, представляют собой отдельную группу правовых норм, которая отличается от остальных по содержанию, задачам и способам возникновения. Значение правовых аксиом для права состоит в том, что они выполняют важную регулятивную, прикладную и познавательную роли.

Это проверенные данные, на которые наука может опираться как на исходные. Заключая в себе основные логические понятия, следовательно, они не подлежат доказательствам, необходимо принимать во внимание то, что правовые аксиомы являются необходимой основой для остальных правил системы права.

Часто исследователи обращают внимание на огромное значение правовых аксиом в системе права. Для более подробного ознакомления с данным понятием необходимо рассмотреть признаки правовых аксиом, их соотношение с юридическими предписаниями.

Суждение однозначно принятое как аксиома, достижение прогрессивной, демократической правовой мысли - "Разрешено все, что прямо не запрещено законом" - может интерпретироваться лишь как "известное расхожее мнение". Положения "Каждый считается невиновным, пока не доказано обратное" и "Незнание закона не освобождает от ответственности" называют то презумпцией, то принципом, то аксиомой.

Однозначно высказаться по поводу содержания и сущности понятия аксиом чрезвычайно трудно по ряду причин. Во-первых, словосочетание «правовая аксиома» используется для обозначения не одного, а ряда различных явлений, означаемых одним и тем те понятием. Во-вторых, как термин, оно понимается неодинаково. В-третьих, правовые аксиомы имеют различные формы внешнего выражения (объективации)[5]. Будучи идеальным понятием, обозначающим сгустки правовой материи, аксиомы могут принимать разные формы, сохраняя при этом свою самоидентичность, сущность за рамками их проявления. Вследствие указанных причин, сформулировать дефиницию аксиомы представляется делом довольно трудным. Обращаться к помощи юридических словарей для уточнения определения бесполезно, потому что там оно попросту отсутствует.

Поэтому, как правило, правовые аксиомы ассоциируются с сентенциями древнеримских юристов, т.е. афоризмами, воспроизводящими, «вековую» мудрость правовых предписаний. Поиск же других похожим образом выраженных аксиом, относящихся к сфере права, приводит, за редчайшим исключением, к нулевым результатам. В качестве редкого исключения можно назвать три аксиомы сформулированные Г.Н. Мановым[6]:

1. В процессе правотворчества право реализуется в трех формах: правотворчестве, правоотношениях и правосознании, четвертой не дано;

2. Право выражает волю господствующего класса, защищает его интересы, отражает степень культурного прогресса общества и не может быть выше достигнутого уровня экономического развития;

3. Никто не может быть судьей в своем деле.

Тем большей познавательной ценностью обладают дефиниции, сформулированные авторами немногочисленных исследований, посвященных правовым аксиомам: С.С. Алексеевым, Л.С. Явичем, А.И. Экимовым, Г.Н. Мановым, Н.А. Чечиной, А.А. Ференс-Сороцким.

Н.А. Чечина, единственный специалист в области аксиом гражданского процесса, определяет правовые аксиомы следующим образом: «это такие гражданско-процессуальные нормы, которые, выражая содержание морали социалистического общества, устанавливают правила поведения лиц, участвующих в процессе, и регулируют отношения, складывающиеся в период и в результате осуществления правосудия по гражданским делам»[7].

По поводу данного определения считаем необходимым, высказать ряд замечаний. Предварительно отметим следующее: во-первых, понятие «аксиомы и принципы в советском гражданском процессуальном праве», употребленное в назвнии параграфа формально ориентирует к отнесению рассматриваемых аксиом к группе «аксиом в праве»[8]. Действительно, автор исходит из того, что аксиома – философское понятие, включенное в оборот научных правовых понятий. Но из смысла текста вытекает рассмотрение их в значении «аксиом права».

Во-вторых, авторская дефиниция касается только определенной группы аксиом – процессуальных, т.е. делает акцент на их видовых признаках. Тем не менее, из определения, как из содержания всего текста соответствующей главы исследования, ясно виден и сущностный признак аксиом в праве, которым, по мнению автора, является выражение содержания морали социалистического общества, точнее, представления о принятом в обществе понятии справедливости, оценочных формул поведения субъектов гражданского права с позиций добра и зла.

Такую позицию разделяет и А.И. Экимов, который пишет, что «по своему содержанию аксиомы – не что иное, как простые правила морали справедливости. В них отражается минимум условий, необходимых для совместной жизни людей».

Приведенные цитаты делают необходимым решение вопроса о соотношении правовых аксиом и справедливости. Идея об аксиомах, как «выразителях» справедливости вполне привлекательна и могла бы решить вопрос о содержании, сущности и значении этого понятия как категории права. Но, мы полагаем, это несколько упрощенный взгляд на вещи.

Отрицать наличие в содержании правовых аксиом «ориентации» на справедливое урегулирование жизненных ситуаций бессмысленно, хотя бы на том основании, что аксиомы – часть, элемент права и согласно законам логики, они несут в себе свойства явления, в которое входят. Следовательно, аксиомы содержат (или, по крайней мере, должны содержать) в себе требование справедливости точно так же, как и право в целом[9]. Справедливость – моральная категория, которая распространяется на всю область общественных и личных отношений, в том числе и на право. Она критерий оценки, отношения к праву. Справедливость является одновременно принципом, идеалом, ориентиром для права.

Вполне объяснимо и то, что из всех универсальных ценностей, имеющих отношение к государству и праву, аксиомы являются носителями именно «критерия справедливости». Хотя справедливость и не единственная ценность, выступающая по отношению к праву в качестве идеала, но в иерархии ценностей она занимает высшую ступень, С.С. Алексеев характеризует ее как «решающий постулат» права, определяющий сам его феномен. Это ценность особого рода, сложная, комплексная, многосоставная.

Но, вместе с тем, критерий наличия ориентации на справедливость является существенным признаком аксиом только как элемента права, но не как относительно самостоятельного правового явления, т.е. никак их не отмечает их специфику как социально-правового феномена. Согласно определению «проводниками справедливости» в праве являются и принципы и аксиомы, поэтому неясно, в чем же проявляется особая «миссия» последних.