XIX в. – золотой век русской культуры

Проникновение капиталистических отношений в экономику усилило потребность в образованных людях. Существенное влияние на искусство оказала Отечественная война 1812 г. В начале XIX в. уровень образованности общества был невысок. Поэтому просвещение было признано важнейшим направлением государственной политики.

В правление Александра I создавалась система государственного образования: одногодичные приходские школы; трехклассные уездные училища; семиклассные гимназии. Развивалось и высшее образование. Развитие просвещения создавало почву для подъема науки. Гуманитарные науки выделились в особую отрасль и успешно развивались. В 1818 г. были изданы первые 8 томов "Истории государства Российского" Н. М. Карамзина. В конце 40-х гг. начал свои исследования историк С. М. Соловьев, создавший 29-томную "Историю России с древнейших времен".

Распространению знаний способствовало издание книг, журналов, газет. Первым русским общественно-политическим журналом был "Вестник Европы", основанный Н. М. Карамзиным. В 1814 г. в Петербурге появилась первая публичная библиотека.

Именно расцвет литературы позволил определить I половину XIX в. как "Золотой век" русской культуры. Во II четверти XIX в. в русской литературе утверждается реализм - стремление правдиво отображать действительность.

Смена стилей и направлений происходила и в живописи. Официальным стилем был классицизм, в котором преобладала религиозная и мифологическая тематика. Развивается и романтизм, ярким представителем которого был О. А. Кипренский.

В русской живописи становится популярен бытовой сюжет.

Влияние реализма складывалось и в музыке. Особое место в истории русского музыкального искусства занимал композитор М. И. Глинка. Он писал оперы ("Жизнь за царя", "Руслан и Людмила).Первая половина XIX в. в архитектуре стала временем расцвета классицизма. В первой половине XIX в. в целом завершился процесс формирования национальной культуры.