Вторая причина государственного регулирования экономики - существование изъянов (провалов/несовершенства) рынка.

 

Провалы рынка – это такая экономическая ситуация, в которой рациональное поведение людей, адекватно реагирующих на порождаемую рынком информацию, не обеспечивает достижение Парето (оптимальной ситуации) эффективной аллокации (распределения) ресурсов.

К изъянам рынка относятся:

· монополии (монопсонии);

· информационная асимметрия;

· внешние эффекты (экстерналии).

Изъян рынка – монополии

 

На монопольных рынках фирма выбирает наиболее выгодное для себя сочетание цены и объема выпуска (продаж). Равновесие достигается при равенстве предельного дохода предельным издержкам, причем цена превышает величину предельного дохода и, следовательно, предельных издержек. При прочих равных условиях монопольная цена превосходит цену совершенной конкуренции, а объем продаж (выпуска) монополии не достигает уровня, который имел бы место при наличии совершенной конкуренции. В результате общество в целом несет потери, поскольку суммарный излишек потребителей и производителей в конкурентной ситуации больше, чем когда цену диктует монополия.

Выделяют следующие виды монополий:

· естественные;

· ситуативные;

· легальные.

 

Естественные монополии – это технологические монополии или капиталоемкие производства, которым требуются большие рынки сбыта (например, электроэнергетика, железные дороги, нефть и газ). Производство и реализация услуг в данных отраслях эффективнее при отсутствии конкуренции; спрос на продукцию в меньшей степени зависит от цены, так как данная продукция не может быть заменена в потреблении в силу удовлетворения важнейших потребностей населения и экономики. Такие монополии нельзя разделить на несколько предприятий, которые бы за счет конкуренции снижали стоимость на продукцию. К таким монополиям применяется тарифное регулирование, а также определение групп потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию. В настоящее время для установления тарифов на продукцию естественных монополий на определенный срок обозначаются предельные интервалы цен, согласование которых происходит в государственных органах власти.

Ситуативные монополии – предполагают рыночную власть, основанную на обладании всей совокупностью некоторого ресурса (фактора), необходимого для производства блага, рынок которого монополизируется. Такими ресурсами могут быть, например, месторождения полезных ископаемых, специализированные производственные мощности или ключевые элементы инфраструктуры. Это те монополии, которые сложились в результате победы одного из производителей в конкурентной борьбе (например, РАО ЕЭС, Красноярский хлеб, Майкрософт). Как правило, государство использует метод разделения (дробления) таких монополий на основе антимонопольного законодательства.

Легальные монополии – это такие монополии, которые разрешены государством. В данном случае государство целенаправленно способствует установлению монополии, наделяя отдельные лица или организации исключительными правамив сфере производства определенных товаров или услуг. Примером служит монополия, достигаемая за счет патентования изобретений. Тем, кто не обладает законным образом оформленным правом, государство закрывает доступ к производству запатентованного продукта. Государство, выдавая патент, дает исключительное право его владельцу использовать новые технологии и выпускать новую продукцию, а, следовательно, быть более конкурентоспособным. Это тормозит экономическое развитие, но способствует научно-техническому прогрессу. Политика государства, как правило, предусматривает ликвидацию исключительных прав патентовладельцев с течением некоторого времени. В России срок патента 20 лет, в США – 17, а в Азиатских странах существует особое патентное право: так как в финансировании научных разработок участвует, в основном, государство, то ими могут пользоваться все предприятия. Объектами легальной монополии могут быть также экспорт, импорт, производство вооружения, продажа каких-либо товаров на внутреннем рынке, например винная монополия, и др.

Изъян рынка - информационная асимметрия

 

Информационная асимметрия – это такая рыночная ситуация, при которой один из участников сделки обладает большей информацией и может ей воспользоваться с целью получения выгоды.

Существуют 2 отрасли, которые всегда имеют информационную асимметрию в пользу производителя услуг, и это объективная ситуация.

 

1-ая отрасль – образование

Сделка – это процесс обучения. Качество профессионального образования оценивается по возможному получению дохода в будущем. Среднее образование является качественным, если после его получения можно поступить на бюджетное отделение в ВУЗ без найма дополнительных репетиторов (критерий для России).

Государственное регулирование информационной асимметрии в сфере образования сводится к выдаче лицензий ВУЗу, аттестации ВУЗа.

С точки зрения получения дохода образование – привлекательная отрасль, поэтому государство всегда будет регулировать сферу образования

Особенность отрасли образования: потребитель может оценить качество услуги образования только по окончанию обучения, а услуга оказывается в течение длительного периода времени, которое может быть безвозвратно потеряно для потребителя (время в данном случае – это экономическая категория), помимо потери денежных средств на обучение.

 

2-ая отрасль – здравоохранение

В данном случае, информационная асимметрия проявляется в некомпетентности пациента (он не обладает профессиональными знаниями и не может проконтролировать качество оказываемой врачом услуги). Государство участвует в регулировании сферы здравоохранения, так как может быть нанесен вред здоровью (некачественное здравоохранение влечет за собой очень серьезные последствия).

Парадокс здравоохранения-1: человек экономит на своем здоровье, но никогда не экономит на здоровье родственников (даже в условиях экономического кризиса, в случае сокращения доходов).

Парадокс здравоохранения-2: чем лучше технологии, тем больше будет заболеваний.

 

Информационная асимметрия присутствует в сделке найма на работу: нанимающийся на работу человек всегда больше знает о своих профессиональных навыках, чем работодатель. Способами снятия асимметрии в данном случае являются дипломы, сертификаты, испытательный срок, тестирования. Выпускников ВУЗов нельзя брать на испытательный срок ввиду объективных причин (отсутствие опыта).

 

Информационная асимметрия присутствует в любом производстве товаров и услуг: производитель всегда обладает большей информацией о качестве, чем покупатель. Государство регулирует производство товаров с помощью ГОСТа и ТУ. Состав продукта можно определить по ГОСТу, но в целях экономии времени государство обязывает производителей писать состав. На услуги получается сертификат качества (лицензия). Получение лицензии – это административный барьер (Например, водительские права, техосмотр – это лицензии). Но некоторые виды услуг государство может не лицензировать: предоставление информационных услуг, риэлторство, торговля, перевозка пассажиров (так как выдача карточки техосмотра и водительских прав – это уже лицензирование, то вторичное лицензирование нецелесообразно). Государство ограничило выдачу лицензий филиалам ВУЗов: лицензии филиалам выдаются только при наличии тех же самых ресурсов и соответствии тем же требованиям.

return false">ссылка скрыта

Изъян рынка - внешние эффекты (экстерналии)

 

Внешние эффекты присутствуют в рыночной ситуации, когда третье лицо, не участвующее в сделке, получает выгоду либо несет ущерб. Внешние эффекты возникают в тех рыночных ситуациях, в которых невозможно определить права собственности (это создает платформу для возникновения мошенничества).

Внешние эффекты бывают:

· положительные;

· отрицательные

 

Отрицательные внешние эффекты:

а) загрязнение окружающей среды; в данной сделке третье лицо – это население городов

б) действие Красноярской ГЭС: Енисей не замерзает, поэтому климат изменился, что, в свою очередь, повлияло на состояние здоровья жителей города

в) коррупция (неэффективное распределение ресурсов) – отрицательный внешний эффект для общества в целом; его сложно оценить

г) неэффективное распределение ресурсов свойственно и государству: государство целенаправленно поддерживает людей, имеющих физические недостатки или низкие доходы; коррупция

 

Если при существовании отрицательного эффекта и его воздействии можно определить источник нанесения ущерба, то там взимается плата в пользу общества в целом (например, плата с предприятий за выброс отходов). Хотя неэффективность, порождаемая экстерналиями, могла бы, в принципе, преодолеваться на основе добровольных соглашений между заинтересованными сторонами.

 

Положительные внешние эффекты:

а) благоустройство города: если мы продаем квартиру рядом с лесопарковой зоной, то за «природу» мы можем продать ее дороже

б) прививки (вакцинация): если человек не болеет и не занимается профилактикой гриппа, то в сравнении с теми, кто ставит прививки от гриппа и покупает витамины, человек сэкономит, то есть получит выгоду

(если мы купили некачественную вакцину – это информационная асимметрия; если нам в больнице поставили некачественную вакцину – отрицательный внешний эффект)

в) найденные на улице деньги: на них отсутствуют права собственности, поэтому человек, забрав их себе, получит выгоду

г) улучшение освещения улиц за счет реклам и витрин магазинов: выгоду получает администрация города, которая не оплачивает дополнительное освещение

 

Если бы сферы, порождающие позитивные экстерналии, развивались исключительно под влиянием рынка, имело бы место недопроизводство соответствующих товаров и услуг по сравнению с оптимальным уровнем.