Тема 19. Карл Великий и «каролингское Возрождение»

Методические указания

В контрольной работе необходимо проследить основные моменты культурной политики Карла Великого: образование Академии, строительство храмов и дворцов, забота о развитии науки, возникновение мастерских по переписке рукописей, забота о развитии системы образования в империи. Важным представляется вопрос об отношении Карла к античному наследию, что позволит подойти к определению содержания термина «Каролингское Возрождение».

 

Источники:

Историки эпохи Каролингов / Сост. М.А. Тимофеева. Отв. ред. А.И. Сидоров. Пер. с лат. и примеч. М.С. Петровой и др. М., 1999.

Лоршские анналы // Хрестоматия по истории средних веков / Под ред. С.Д. Сказкина. М., 1961. Т. I. С. 458 - 470.

Памятники средневековой латинской литературы IV–IX веков / Под ред. М.Е. Грабарь-Пассеки М.Л. Гаспарова. М.,1970.

Практикум по истории Средних веков. Ч. 1: Раннее западноевропейское Средневековье // Под ред. Н.И. Девятайкиной, Н.П. Мананчиковой. Воронеж, 1999. С. 176–193.

Эйнгард. Жизнь Карла Великого // Прометей. Историко-биографический альманах серии «Жизнь замечательных людей». М., 1977. Т. 11.

Эйнгард. Жизнь Карла Великого. // Левандовский А.П. Карл Великий. Через империю к Европе. М., 1995. С. 177-207.

 

Исследования:

История Франции: В 3 т. М., 1972. Т. 1.

Лебек С. Происхождение франков: V–IX вв. М., 1993.

Левандовский А.П. Карл Великий. Через Империю к Европе. М., 1995.

Мюссо-Гулар Р. Карл Великий / Пер. с фр. Е. В. Морозовой. М., 2003.

Рамм Б.Я. «Каролингское возрождение» и проблемы школьной образованности в раннем Средневековье // Ученые записки Ленинградского педагогического института. 1940. Т. 5. С. 34–61.

Ронин В.К. Светские биографии в Каролингское время // Средние века. М., 1983. Вып. 46. С. 4–52.

Тейс Л. Наследие Каролингов. IX-X века. М., 1993.