ВВЕДЕНИЕ

Данное издание – это третья, заключительная часть учебного пособия «Отечественная история: проблемы развития Российской цивилизации», созданного коллективом преподавателей отечественной истории кафедры истории и социологии Мурманского государственного технического университета. Введение и заключение написаны совместно доцентами кандидатом исторических наук А.К.Порцелем и кандидатом философских наук Т.В.Рябининой, главы 1, 2 ,3 ,7 ,8 - А.К.Порцелем , главы 4, 5, 11, 12 – Т.В.Рябининой, главы 6, 9, 10 – доцентом Л.Л.Вальц.

Авторы издания продолжают следовать концептуальному подходу, заявленным в первой и второй частях учебного пособия: системному анализу, при котором общество характеризуется как система, в которой взаимосвязаны территориально-демографические параметры, экономическая сфера, социальная структура, политический строй, религия и церковь, культура, внешняя политика. Такой путь позволяет, по мнению авторов, продуктивно сочетать элементы формационного и цивилизационного подходов к прошлому России.

Главная сквозная тема пособия – модернизация России. Вектор модернизации нашей страны, как и Европы, означал движение от традиционного, аграрного общества к индустриальному. На языке формационной теории – от феодализма к капитализму. Третья часть учебного пособия рассматривает проблемы формирования индустриального общества в России. Условным рубежом этого процесса авторы взяли 1861 г. (отмена крепостного права в России), что совпадает с традиционной периодизацией истории страны. Но при этом авторы рассматривают досоветский, советский и постсоветский периоды как этапы единого процесса становления индустриального общества.

Пособие не претендует на исчерпывающую полноту в изложении событий российской истории. Подробную информацию по интересующим темам читатели могут найти в изданиях, список которых приводится в конце пособия. В центре внимания авторов находятся те вопросы, которые, судя по опыту многих лет, представляют особую сложность для студентов и курсантов МГТУ, а также те аспекты, которые недостаточно освещены в большинстве учебных изданий.

Структурирование глав строится по тому же плану, который был использован в первой и второй частях пособия.

Читатель вправе выбрать любую концепцию в анализе исторического процесса, вправе сформулировать свою оценку исторических событий и явлений. Но его позиция должна быть научно обоснована. Авторы выражают надежду на то, что издание даст импульс к развитию мыслительной активности, к обогащению запаса исторических знаний и к выбору гражданской позиции студентов и курсантов.